Долговой кризис (кризис платежеспособности)

Долговой кризис (кризис платежеспособности) – ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитом графику. В современных условиях в таких случаях применяется процедура урегулирования долга. Чаще это происходит на многосторонней, но иногда на двусторонней основе (см. Внешняя задолженность).

Долговой кризис могут испытывать как центральные правительства (кризис суверенного долга), так и отдельные субъекты (местные органы власти, компании, банки и т.д.). Подобные кризисы – частое явление в развивающихся и бывших социалистических странах.

Причины кризисов бывают структурные и конъюнктурные (кризисы ликвидности). Более распространены структурные кризисы, обусловленные серьезными нарушениями в воспроизводственном процессе, низкой эффективностью капиталовложений, в т.ч. профинансированной за счет внешних ресурсов.

Иногда долговые кризисы принимают характер глобальных явлений. К подобным кризисам относится долговой кризис 80-х гг. и валютно-финансовый кризис, возникший в середине 1997 г. Долговой кризис с 80-х гг. начался в августе 1982 г. после заявления Мексики о невозможности погашать долги в соответствии с графиком и обращения к кредиторам с просьбой урегулировать ее долг. Примеру Мексики вскоре последовало около 40 развивающихся стран. Этот кризис характеризовался как глобальный, поскольку возникла угроза банкротства многих крупнейших банков со всеми вытекающими последствиями.

Основная причина кризиса – стратегии развития ряда стран, прежде всего латиноамериканских, оказались неэффективны. Это вызвало структурный кризис, который отразился в кризисе платежеспособности. Основная масса долга приходилась на суверенный долг. Кроме того, многие страны были перекредитованы банками. Поскольку у банков образовались излишки ресурсов в связи с рециклированием нефтедолларов, то они шли на рискованное кредитование. Получая легкий доступ к внешним ресурсам, развивающиеся страны не придавали должного значения их эффективному использованию. Много кредитов было получено на условиях плавающей процентной ставки. Однако в начале 80-х гг. эта ставка резко повысилась по сравнению с серединой 70-х гг., когда была получена основная масса кредитов. Благодаря действиям Международного валютного фонда (МВФ) и центральных банков ведущих западных стран течение кризиса было взято под контроль, и он не перерос в потрясения мировой валютной и финансовой системы. Только в начале 90-х гг. кризис в основном был преодолен.

Валютно-финансовый кризис, вспыхнувший в июле 1997 г.  в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Восточной Азии, обусловлен негативными последствиями быстрой интеграции этих стран в мировой финансовый рынок. В результате этой интеграции резко увеличился поток ресурсов с мирового финансового рынка, а также изменилась структура потока, сократился удельный вес прямых инвестиций и долгосрочных кредитов за счет повышения доли краткосрочных ссуд и портфельных инвестиций спекулятивного характера. Финансовые рынки, банковские системы оказывались не в состоянии эффективно использовать внешние ресурсы. Реальный сектор экономики был перекредитован и покрывал убытки за счет привлечения необеспеченных кредитов. Центральные банки плохо выполняли функции по регулированию деятельности коммерческих банков. Снизилась эффективность капиталовложений, которые часто финансировались за счет краткосрочных ссуд. Курс корпоративных ценных бумаг на фондовых рынках был завышен. Внешний долг ряда стран Юго-Восточной и Восточной Азии резко возрос, и некоторые из них оказались не в состоянии погашать его по графику. В отличие от кризиса 80-х гг. в данном случае банкротами были не центральные правительства, а банки, компании и прочие хозяйствующие субъекты. Наиболее сильно пострадали от кризиса: Индонезия, Таиланд, Республика Корея, Филиппины, Малайзия. Однако его можно отнести к категории глобальных, поскольку кризисные явления распространились далеко за пределы этих стран, «докатившись» до западных фондовых рынков. Для преодоления кризиса страны Юго-Восточной и Восточной Азии получили пакет финансовой поддержки в размере около 100 млрд. долл. Были приняты программы антикризисных мер. Они включали формирование экспорта, либерализацию экономики, наведение порядка на финансовых рынках и усиление роли центральных банков, процедуры урегулирования долга, меры по оздоровлению корпораций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.