Трансфертная цена

Трансфертная цена (transfer price) – разновидность оптовой цены предприятия. Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия.

Трансфертная цена — цена, обусловленная коммерческими принципами взаимоотношений с дочерними предприятиями, филиалами, отделениями фирм, особенно при поставке комплектующих изделий, деталей, запасных частей, агрегатов и т.п. Как правило, данные о трансфертных ценах составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношение значительно отличаются от цен, используемых в свободной торговле с разными внефирменными предприятиями, которые на несколько порядков выше.

Трансфертная цена получает все большее распространение при расчетах за поставку товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпораций (в т.ч. между их филиалами и подразделениями, расположенных в разных странах), холдингов. Трансфертные цены назначаются головной компанией на узлы, детали, комплектующие изделия, полуфабрикаты или готовые технически сложные изделия, поставляемые филиалам, дочерним компаниям либо полученные от них. Эти цены обычно не подлежат разглашению.

Кроме того, трансфертные цены используются для управленческих платежей и финансовых операций, например при определении процента по внутрифирменным займам, а также часто применяются для манипулирования прибылью и перевода ее в страну с более мягким налоговым законодательством.

Трансфертные цены играют важную роль в экономическом механизме транснациональных корпораций (ТНК) и глобальной экономике в целом. Это обусловлено прежде всего тем, что значительную долю глобального экспорта составляет внутренний оборот ТНК между филиалами в разных странах.

Посредством трансферных цен (механизма трансфертного ценообразования) ТНК решают следующие задачи:

  • максимизация прибыли для корпорации в целом;
  • минимизация налогов, выплачиваемых корпорацией в целом;
  • минимизация таможенных платежей;
  • совершенствование системы контроля материнской компанией финансовых потоков филиалов;
  • предоставление менеджменту всех уровней (как национального, так и международного) одинаковых условий для установления и поддержания таких цен, которые бы обеспечивали рентабельность филиалов и доброжелательное отношение потребителей.

Механизм трансфертных цен основывается на возможности их отклонения от рыночных. Относительное снижение трансфертных цен на импортируемые филиалом комплектующие и сырье от других филиалов ТНК означает фактически ее дополнительное финансирование и увеличение прибыли. Относительное повышение трансфертных цен на импортируемые от корпоративной структуры ТНК товары приводит к фактическому трансферту финансовых ресурсов материнской компании. Если рассмотреть это с точки зрения экспорта, зависимость будет обратной.

Основные характеристики трансфертных цен:

  • они не являются свободно рыночными, а являются внутренними регулируемыми ценами ТНК, а потому более стабильными;
  • они базируются на затратах на производство или индикаторах рыночных цен, но одновременно устанавливаются на уровне, который соответствует определенным потребностям ТНК — минимизации налогов и таможенных расходов, трансферту финансовых ресурсов от одного филиала ТНК к другому, аккумуляции активов ТНК в определенной стране и т.д. Отклонение трансфертных цен от рыночных определяет объем перераспределения финансов внутри ТНК;
  • трансфертные цены способствуют формированию внутренней нормы прибыли ТНК за счет перераспределения финансовых ресурсов и минимизации налоговых и иных обязательств в глобальной корпоративной структуре;
  • трансфертные цены влияют на основные макроэкономические показатели: уровень экспорта, валового внутреннего продукта, национального дохода, государственного бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.