Внешнеторговая цена

Внешнеторговая цена (foreign trade price) — цена реализации экспортной и импортной продукции, указанная в контрактах на поставку экспортируемой или импортируемой продукции. Внешнеторговые цены — это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этого класса принципиально отличается от определения национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим показателям продукцию.

Внешнеторговые цены определяются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков, отражающих условия производства и реализации в мировом хозяйстве, а также цены конкретного сегмента рынка. Внешнеторговые цены регистрируются таможней.

На рынке внешней торговли действуют условия оплаты и поставки товаров в классификации Инкотермс. Так, при применении условия ФОБ продавец товара обязан доставить его до порта отправления своей или другой страны. Дальнейшие расходы по доставке товара до порта назначения и далее по собственной территории берет на себя покупатель. При применении условия СИФ расходы на морское страхование, морскую перевозку товара до порта назначения берет на себя поставщик товара. Таким образом, ценообразование зависит от согласованных условий поставки.

Оплата налогов, расходов, страхование товаров и оплата транспортных расходов определяются условиями сделки.

На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены для поставки на экспорт продукции машиностроения, включающие надбавки к оптовым ценам за экспортное исполнение. По некоторым видам дефицитной продукции при поставке на экспорт к ценам добавляется таможенная пошлина. На импортные потребительские товары во многих случаях устанавливаются свободные розничные цены исходя из соотношения спроса и предложения. Уровень мировых цен учитывается в розничных ценах, в тарифах на услуги.

Основу внешнеторговой цены составляют контрактные цены. Первичным источником ценовой информации являются коммерческие документы, фиксирующие цену товара в валюте контракта в условиях сделки. Для изучения уровня внешнеторговой цены используются вторичные источники информации, важнейшими из которых являются грузовые таможенные декларации. На основе этой информации исчисляется стоимость единицы товара, как отношение статистической стоимости в долл. США к количеству экспортируемого/импортируемого товара в основной (кг) или дополнительной (шт., м3 и т.д.) единицах измерения.

Статистические внешнеторговые цены публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти.