Интернализация

Интернализация (от англ. internal – внутренний) – стратегия крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК), направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путем превращения их во внутренние.

Стратегия интернализации может осуществляться несколькими путями:

  1. Сосредоточение в руках одной ТНК и ее филиалов необходимых технологий и производств и переход на внутренние цены (см. Трансфертная цена). Тем самым сокращается влияние отрицательного внешнего эффекта на уровень прибыльности.
  2. Компания может снизить объем производства или продаж определенного товара на данном рынке (а, значит, и внешних эффектов) до оптимального уровня, на котором установится приемлемая эффективность.
  3. Компания, страдающая от отрицательного внешнего эффекта, при определенных условиях может договориться с производителем этого эффекта с тем, чтобы разделить издержки (т.н. теорема Коуза – Coase’s theorem).
  4. Возможно вмешательство государства, которое обкладывает производителя отрицательного эффекта (например, загрязнителя окружающей среды) налогом, равным по стоимости внешнему эффекту (так называемый налог Пигу – Pigovian tax), заставляя его уменьшить или ликвидировать сам эффект.

Интернализация – существенная часть международной стратегии ТНК, активно применяется для преодоления таможенных барьеров, обхода налогового законодательства и т.п. Особенно большой и сложной проблемой стали трансфертные цены, поскольку страны базирования ТНК теряют огромные средства в связи с недополучением налогов с этих компаний.

В основе стратегии интернализации лежит ряд экономических теорий: теорема Коуза, налог Пигу, теория И. Баккли и Кассона. Понятие интернализация, в свою очередь, широко используется в экономических теориях, занимающихся проблемами транснационализации, мультинационализации, конкурентных преимуществ, прямых иностранных инвестиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *