Интернализация (от англ. internal – внутренний) – стратегия крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК), направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путем превращения их во внутренние.
Стратегия интернализации может осуществляться несколькими путями:
- Сосредоточение в руках одной ТНК и ее филиалов необходимых технологий и производств и переход на внутренние цены (см. Трансфертная цена). Тем самым сокращается влияние отрицательного внешнего эффекта на уровень прибыльности.
- Компания может снизить объем производства или продаж определенного товара на данном рынке (а, значит, и внешних эффектов) до оптимального уровня, на котором установится приемлемая эффективность.
- Компания, страдающая от отрицательного внешнего эффекта, при определенных условиях может договориться с производителем этого эффекта с тем, чтобы разделить издержки (т.н. теорема Коуза – Coase’s theorem).
- Возможно вмешательство государства, которое обкладывает производителя отрицательного эффекта (например, загрязнителя окружающей среды) налогом, равным по стоимости внешнему эффекту (так называемый налог Пигу – Pigovian tax), заставляя его уменьшить или ликвидировать сам эффект.
Интернализация – существенная часть международной стратегии ТНК, активно применяется для преодоления таможенных барьеров, обхода налогового законодательства и т.п. Особенно большой и сложной проблемой стали трансфертные цены, поскольку страны базирования ТНК теряют огромные средства в связи с недополучением налогов с этих компаний.
В основе стратегии интернализации лежит ряд экономических теорий: теорема Коуза, налог Пигу, теория И. Баккли и Кассона. Понятие интернализация, в свою очередь, широко используется в экономических теориях, занимающихся проблемами транснационализации, мультинационализации, конкурентных преимуществ, прямых иностранных инвестиций.