Базовые концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Основополагающими концепциями финансового менеджмента являются следующие:

Концепция денежного потока

Денежный поток – это движение денежных средств в реальном времени. Обоснование финансового решения должно основываться на оценке денежного потока, который возникает в результате реализации данного решения. Денежный поток представляет собой разность межу суммами поступлений и суммами выплат за определенный временной период. Денежные потоки характеризуются по объему, продолжительности, времени. Концепция денежного потока предполагает:

  • идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;
  • оценку факторов, определяющих величину его элементов;
  • выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
  • оценку риска, связанного с данным потоком, и способ его учета.

Концепция временно́й ценности денежных ресурсов

Основным условием для получения правильных выводов при сравнении динамических рядов является сопоставимость их элементов. Обеспечить сопоставимость денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, позволяет применение концепции временной стоимости денег. Основная идея данной концепции формулируется так: «Рубль, полученный сегодня, стоит больше, чем рубль, который будет получен в будущем». Различие между равными по абсолютной величине суммами денежных средств, получаемых в различные периоды времени, называется временной стоимостью денег. Неравноценность денежных средств, получаемых в разное время, определяется действием трех основных причин: инфляция, оборачиваемость, риск.

Инфляция присуща практически любой экономике, вследствие инфляции уменьшается покупательная способность денежных средств.

Оборачиваемость заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны обеспечивать своему владельцу определенный уровень доходности, который представляется ему приемлемым. Владелец денег может разместить их на финансовом рынке или вложить в какое-либо доходное предприятие. Через некоторое время сумма денежных средств, которой владел собственник на момент принятия решения, вырастет на величину, соответствующую доходности той финансовой операции, которая была реализована. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению в будущем, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Всегда существует риск неполучения «завтрашних» денег, и этот риск будет тем выше, чем больше промежуток времени, отделяющий получателя денег от этого «завтра». Кроме того, денежные средства – абсолютно ликвидный актив. Любые обязательства, получаемые взамен денег, имеют более низкую ликвидность, т.е. в результате такого обмена платежеспособность экономического субъекта снижается. Таким образом, у кредитора возрастает риск потери ликвидности.

Концепция компромисса между риском и доходностью

Получение любого дохода в бизнесе чаще всего связано с риском, причем между ними существует прямо пропорциональная зависимость: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное (см. Риск-доходность). Необходимо выбирать компромиссное решение. Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, оценке структуры затрат, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики и др.

Концепция стоимости капитала

Активы предприятия финансируются из различных источников (как собственных, так и заемных). Обслуживание различных источников финансирования обходится компании неодинаково, каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Стоимость капитала – это стоимость привлечения источников финансирования. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке.

Концепция эффективности рынка капитала

Рынок капитала, как основной вид финансового рынка в условиях рыночной экономики, представляет собой рынок, на котором аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Предприятие может привлекать капитал путем эмиссии акций, облигаций, привлечения долгосрочных кредитов. Денежные средства предприятий, полученные в результате их прибыльной работы, могут быть направлены на рынок капитала в виде финансовых инвестиций. Таким образом, предприятие может выступать на рынке капитала в качестве инвестора кредитора, заемщика.

Информационная насыщенность рынка капитала и доступность информации определяет степень его эффективности. В условиях эффективного рынка поступление новой информации немедленно отражается на стоимости ценных бумаг. Существуют следующие условия достижения информационной эффективности рынка:

  • наличие большого количества продавцов и покупателей на рынке ценных бумаг;
  • новая информация одновременно становится доступна всем участникам рынка, получение информации не связано с какими-либо затратами;
  • отсутствие трансакционных издержек (издержек сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля, юридической защиты выполнения контракта), налогов, ограничений на продажу без покрытия и других факторов, препятствующих совершению сделок;
  • отсутствие влияния на общий уровень цен на рынке отдельных сделок, совершаемых физическим или юридическим лицом, т.е. рынок капитала является рынком совершенной конкуренции;
  • действия всех участников рынка рациональны, направлены на максимизацию ожидаемой выгоды;
  • получение сверхдоходов от осуществления сделки с ценными бумагами, как равновероятное прогнозируемое событие для всех участников рынка, невозможно.

Основными характеристиками эффективного рынка являются:

  1. получение большего, чем в среднем по рынку, дохода на инвестированный капитал при заданном уровне риска не может иметь логических обоснований. Доходность выше средней по рынку может быть получена, но такой исход не может быть ожидаемым;
  2. зависимость доходности на инвестированный капитал от уровня риска является прямой. Повышение рискованности финансовой операции влечет за собой требование к увеличению ее доходности. Требование к росту доходности отражается на рыночной цене акций (чем выше риски, связанные с вложениями в акции данной компании, тем выше требования к доходности и тем ниже цена на акции).

Различают слабую, умеренную и сильную формы эффективности рынка.

В условиях слабой формы эффективности рынка в текущих ценах на акции полностью учтена динамика цен предшествующих периодов (цены сделок, котировки, объемы торгов и пр.), и, следовательно, потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, проводя технический анализ (так как технический анализ основан на рыночной истории). Считается, что развитые рынки слабо эффективны и для таких рынков невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. Умеренная форма эффективности рынка включает в себя слабую форму, но кроме исторических данных в ценах на акции отражена и информация о финансово-хозяйственной деятельности компаний-эмитентов ценных бумаг, политико-экономическая обстановка, сведения о прибыли и дивидендах корпораций, экономическая статистика и прогнозы, т.е. вся общедоступная информация. Потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, изучая статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся эта информация отразилась в ценах сразу, как только стала общедоступной.

В условиях сильной формы эффективности текущие цены отражают не только всю общедоступную, публичную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен, – непубличную (инсайдерскую) информацию. Предполагается, что вся информация общедоступна, бесплатна и поступает ко всем инвесторам одновременно. Сильная форма эффективности рынка включает в себя слабую и умеренную. Потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод даже на основе конфиденциальной информации. Существование сильной формы эффективности возможно лишь теоретически.

Концепция асимметричной информации

Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Рассматривая формы эффективности рынка, мы отметили, что достижение сильной формы эффективности рынка капитала возможно лишь в теоретическом плане. На практике не вся информация является общедоступной, часть информации недоступна всем участникам рынка в равной мере, например информация о перспективах развития компании, являющаяся конфиденциальной и имеющаяся у ее менеджеров, недоступна прочим инвесторам (по крайней мере, в данный момент времени). В этом случае говорят о наличии асимметричной информации. Носителями такой информации обычно являются менеджеры и отдельные владельцы компаний. Конфиденциальная информация может использоваться ее владельцами различными способами, в зависимости от того, какой эффект – положительный или отрицательный – может иметь ее обнародование.

Асимметричность информации способствует существованию рынка капитала, так как каждый участник рынка имеет свою субъективную оценку ценности актива. Рыночная цена отражает мнение рынка в среднем относительно стоимости актива. Внутренняя (теоретическая) стоимость актива рассчитывается каждым инвестором исходя из его оценки ценности актива. Внутренняя стоимость ценной бумаги определяется инвестором, в частности исходя из убеждения, что именно он владеет информацией, недоступной другим участникам рынка. В зависимости от соотношения рыночной и внутренней стоимости ценной бумаги потенциальные продавцы и покупатели принимают решение о ее купле-продаже. Оценки внутренней стоимости актива разными инвесторами не совпадают, т.е. всегда находятся потенциальные продавец и покупатель. Чем большее число участников рынка придерживается мнения, что именно они владеют конфиденциальной информацией, недоступной другим участникам, тем более активно осуществляются операции купли-продажи.

Концепция агентских отношений

В большинстве случаев собственники компании не являются ее управляющими. Акционеры – собственники компании нанимают менеджеров, которые уполномочены принимать управленческие решения. Интересы собственников, целью которых является максимизация благосостояния акционеров, не всегда совпадают с интересами менеджеров компании. При принятии управленческих решений менеджеры могут преследовать личные интересы, вступающие в противоречие с интересами собственников. Агентские отношения – это отношения, возникающие, когда один или несколько отдельных людей (принципалы) нанимают других специалистов или организации (агентов) для выполнения определенных услуг и затем делегируют этому агенту принятие решений. В контексте финансового менеджмента основными агентскими отношениями являются отношения между акционерами и менеджерами; между акционерами и кредиторами.

Первый тип агентского конфликта: акционеры против менеджеров. Увеличение благосостояния акционеров может оказаться не главным приоритетом менеджеров. Например, основной целью менеджеров может стать максимально быстрое увеличение масштабов компании. Это позволит им гарантировать собственную занятость на данном предприятии, так как смена политики или состава собственников такой компании без согласия ее руководства будет менее вероятной. Кроме того, руководство крупной компанией позволит им повысить собственный статус, влияние в обществе и зарплату, а также создать больше возможностей карьерного роста своих подчиненных среднего и нижнего звена. Отметим, что несовпадение интересов владельцев компании и ее управленческого персонала часто связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе рассчитано на перспективу.

Второй тип агентского конфликта: акционеры против кредиторов. Компания имеет обязательства перед кредиторами в части выплаты процентов и погашения основной суммы долга. Кредиторы имеют право обращать свои требования на активы компании в случае ее банкротства. Стоимость предоставляемых заемных средств определяется кредиторами исходя из оценки риска, связанного с предоставлением данного кредита. Предположим, что акционеры, действуя посредством менеджеров компании, принимают решение продать низкорисковые активы и вложиться в проекты, которые связаны с высоким риском, или руководство принимает решение дополнительно привлечь заемные средства, меняя тем самым структуру капитала. И в том и в другом случае изменение структуры активов и пассивов компании приводит к увеличению риска невозврата кредита. Ставка доходности долговых обязательств определяется на основании менее рисковой структуры активов и пассивов. Рост риска денежных потоков фирмы приведет к росту требуемой ставки доходности долговых обязательств, что вызовет падение рыночной стоимости еще не погашенного долга. Следовательно, в рассматриваемых случаях акционеры пытаются получить выгоду за счет кредиторов. В случае если рисковые проекты окажутся удачными, всю выгоду получат акционеры, так как капитал привлекался под фиксированную ставку. В случае если проекты окажутся неудачными и компания не сможет отвечать по своим обязательствам, то убытки понесут не только собственники, но и кредиторы.

Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам.

Для предотвращения как агентских конфликтов, так и морального риска акционеры должны нести агентские издержки, которые включают все затраты, необходимые для стимулирования менеджеров в первую очередь заботиться об увеличении рыночной стоимости компании, а не о собственном благополучии. Существование агентских издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

Концепция альтернативных затрат

Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Альтернативные затраты, называемые также ценой упущенных возможностей, определяются как выгода, упущенная в результате выбора одного из вариантов действий и отказа от остальных возможных вариантов. Уровень прибыли или дохода, упущенный в результате принятия конкретного образа действия, называется альтернативной стоимостью. В некоторых ситуация, связанных с принятием решения, альтернативные затраты являются релевантными, и необходимо помнить об их существовании при оценке любой из таких ситуаций.

Концепция временно́й неограниченности деятельности предприятия

Смысл концепции временной неограниченности деятельности (непрерывности деятельности) состоит в предположении, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. Основывая компанию, ее владельцы обычно исходят из стратегических, долгосрочных установок, а не из сиюминутных соображений. Для финансового менеджера эта концепция чрезвычайно важна, поскольку дает основание применять учетные оценки в прогнозно-аналитической работе. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаментальный подход для оценки финансовых активов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.