Информационные ресурсы

Информационные ресурсы

Ресурсы играют важную роль в жизнедеятельности общества, т.к. для обеспечения экономической деятельности требуются природные, материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Но в эпоху научно-технического прогресса ведущую роль занимают информационные ресурсы.

Владение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория. Не зря ведь говорят, что «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую, военную мощь их владельца.

Роль информационных ресурсов постоянно возрастает; одним из свидетельств этого является то, что они становятся товаром, совокупная стоимостью которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Что такое информационные ресурсы?

Информационные ресурсы — в широком смысле — это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.

В организации (обществе, компании, предприятии и др.) информационные ресурсы — объем информации, которой располагает организация для решения стоящих перед ней задач управления.

Таким образом, информационные ресурсы – это совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении (см. База данных).

Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Такая информация базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая информация, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

Виды информационных ресурсов
Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы также классифицируются и по уровням:

  • Государственные (национальные) информационные ресурсы — информационные ресурсы, полученные и оплаченные за счет средств государственного бюджета. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти. Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.
  • Информационные ресурсы предприятий – информационные ресурсы, созданные или накопленные на предприятиях и в организациях. Примерами информационных ресурсов предприятия являются: информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность т.п. Подобная информация используется непосредственно предпринимателями при выборе поставщиков, партнеров и размещении заказов; для выхода на рынок с новым товаром; для поиска покупателей; при слиянии и поглощении компаний; для проведения маркетинговых исследований и т.п.
  • Персональные информационные ресурсы – информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.

В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на три основных класса:

  • персонал, который обладает знаниями и квалификацией;
  • документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;
  • коллекции объектов неживой и живой природы (промышленные образцы, рецептуры и технологии, стандартные образцы и др.).

В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:

  • социально-экономические;
  • научно-технические;
  • культурные;
  • правовые;
  • развлекательные;
  • образовательные.

По категории доступа информационные ресурсы могут быть:

  • открытыми (общедоступными);
  • закрытыми (с ограниченным доступом, т.е. имеющими конфиденциальный характер или являющиеся государственной тайной).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

  • информацию, свободно распространяемую;
  • информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информацию, которая в соответствии с нормативно-правовыми актами подлежит предоставлению или распространению;
  • информацию, распространение которой ограничивается или запрещается законом.

По характеру содержания информационные ресурсы классифицируются на:

  • тематические;
  • научные;
  • новостные;
  • справочные данные;
  • вторичную информацию;
  • рекламу.

По признаку тематической принадлежности информационные ресурсы могут быть подразделены на множество тематических областей и подобластей знаний, например:

  • научные ресурсы;
  • социальные ресурсы;
  • экологические ресурсы;
  • финансово-экономические ресурсы;
  • нормативно-правовые ресурсы;
  • статистические ресурсы;
  • обучающие ресурсы и т.д.

По признаку коммерциализации информационные ресурсы можно разделить на:

  • некоммерческие ресурсы (открытые государственные и отраслевые публичные библиотеки, фонды, хранилища, музеи, передачи по общедоступным каналам эфирного или кабельного телевидения и радио, бесплатное образование и т.п.);
  • коммерческие ресурсы (конкретный информационный продукт, имеющий определенную стоимость и продаваемый по рыночной цене, или платный доступ в библиотеки, фонды, хранилища, музеи, к системе платного телевидения, в информационные системы, в том числе Интернете и т.д.).

Особенности информационных ресурсов

Ключевые особенности информационных ресурсов:

  1. В отличие от других видов ресурсов (например: материальных, финансовых и др.) информационный ресурс практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний, их запасы не только не убывают, но и растут.
  2. По мере использования информационный ресурс не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).
  3. Информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только соединяясь с другими ресурсами – опытом, трудом, техникой, энергией, финансами и др. информационный ресурс становится движущей силой.
  4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом повторного производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени, средств на его прямое, первичное генерирование.
  5. Информационный ресурс является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой и осуществляется в форме информационного ресурса.
  6. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд (научный, управленческий, инженерный и др.) включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственного труда сама по себе не информативна, она не увеличивает потенциала нужных знаний, но эта часть труда (часто требующая большую часть времени и затрат) необходима при выработке, передаче и использовании информационного ресурса.
  7. Превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их обработки (кодирования), распределения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор использования информационного ресурса (может быть ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит информационных ресурсов).

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели), а цена формируется под воздействием спроса и предложения (см. Рыночное равновесие).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =