Бизнес-план

Что такое бизнес-план?

Бизнес-план (business plan) — это основной документ разрабатываемый и предоставляемый инвестору по реальному инвестиционному проекту, в котором в краткой форме в общепринятой последовательности разделов излагаются главные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

Бизнес-план — это письменный документ, который подробно описывает то как бизнес (обычно новый) будет достигать своих целей. Бизнес-план представляет собой письменный план с точки зрения маркетинга, финансов и операционной деятельности.

Сущность бизнес-планов

Важность бизнес-планов заключается в том, что они позволяют компаниям определить свои цели и привлечь инвестиции. Также они позволяют компаниям идти в ногу со временем.

Бизнес-планы особенно важны для новых компаний, тем не менее они должны быть у каждой компании. В идеале компания должна периодически пересматривать план, чтобы оценить были ли достигнуты цели, или они изменились и модифицировались. Иногда новый бизнес-план разрабатывается для устоявшегося бизнеса, который движется в новом направлении.

Бизнес-план отражает тактические и стратегические цели фирмы, затраты ресурсов, финансовый прогноз, объемы продаж, оценку рисков и др.

Бизнес-план разрабатывается, как правило, при создании нового предприятия, его структурного подразделения, освоении принципиально новой продукции, а также при кардинальном изменении стратегии действующего предприятия. Целью его разработки и представления является мобилизация инвестиционных ресурсов или получение инвестиционного кредита, поэтому бизнес-план должен убедить инвестора в эффективности намечаемых инвестиций. Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит стандартизированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Отклонения от этой общепринятой структуры вызываются лишь отраслевыми особенностями и масштабами проекта.

Элементы бизнес-плана

Разработка бизнес-плана представляет собой основную фазу прединвестиционных исследований. В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (UNIDO) (Организации Объединенных наций по промышленному развитию) бизнес-план должен содержать следующие основные разделы:

  1. Краткая характеристика проекта (или его резюме). В этом разделе содержатся выводы по основным аспектам разработанного проекта после рассмотрения альтернативных вариантов, когда концепция проекта, ее обоснование и формы реализации уже определены. Ознакомившись с этим разделом, инвестор должен сделать вывод о том, отвечает ли проект направленности его инвестиционной деятельности и инвестиционной стратегии, соответствует ли он потенциалу его инвестиционных ресурсов, устраивает ли его проект по периоду реализации и срокам возврата вложенного капитала и т.п.
  2. Предпосылки и основная идея проекта. В этом разделе перечисляются наиболее важные параметры проекта, которые служат определяющими показателями для его реализации, рассматриваются регион и конкретное месторасположение проекта в увязке с рыночной и ресурсной средой, приводится график реализации проекта и характеризуется его инициатор.
  3. Анализ рынка и концепция маркетинга. В нем излагаются результаты маркетинговых исследований, обосновывается концепция маркетинга и разрабатывается проект его бюджета.
  4. Сырье и поставки. Этот раздел содержит классификацию используемых сырья и материалов, объем потребности в них, характеристику наличия основного сырья в регионе и обеспеченность им, программу поставок сырья и материалов и связанные с ним затраты.
  5. Месторасположение, строительный участок и окружающая среда. В этом разделе подробно описывается месторасположение проекта, характер естественной окружающей среды и степень воздействия на нее при реализации проекта, социально-экономические условия в регионе и инвестиционный климат, состояние производственной и коммерческой инфраструктуры, выбор строительного участка с учетом рассмотренных альтернатив, оценка затрат по освоению строительного участка.
  6. Проектирование и технология. Этот раздел должен содержать производственную программу и характеристику производственной мощности предприятия; выбор технологии и предложения по ее приобретению или передаче; подробную планировку предприятия и основные проектно-конструкторские работы; перечень необходимых машин и оборудования и требования к их техническому обслуживанию, оценку связанных с этим инвестиционных затрат.
  7. Организация и технология управления. В этом разделе приводится организационная схема и система управления предприятием, обосновывается конкретная организационная структура управления по сферам деятельности и центрам ответственности, рассматривается подробная смета накладных расходов, связанных с организацией управления.
  8. Трудовые ресурсы. Этот раздел содержит требования к категориям и функциям персонала, возможности его формирования в рамках региона, организацию набора, план обучения работников и оценку связанных с этим затрат.
  9. Планирование реализации проекта. В этом разделе обосновываются стадии осуществления проекта, приводится график его реализации, разрабатывается бюджет реализации проекта.
  10. Финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Этот раздел содержит финансовый анализ и основные виды финансовых планов, совокупный объем инвестиционных затрат, методы и результаты оценки эффективности инвестиций, оценку инвестиционных рисков.

Разработка бизнес-планов может быть осуществлена с помощью специальных компьютерных программ — COMFAR, PROJECT EXPERT и других.

Классификация бизнес-планов

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей использования выделяют две основные категории бизнес-планов:

  1. Для внешнего использования. Такие бизнес-планы применяются как обоснование для привлечения необходимых финансовых средств, поиска инвесторов и партнеров, а именно:
  2. Для внутреннего использования — используются постоянно в качестве инструмента управления. Можно выделить три вида бизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования, как функции управления бизнесом:
    • Управленческие бизнес-планы — применяются для управления текущей деятельностью и развитием предприятия.
    • Бизнес-планы проектов — направлены на планирование и управление проектами, реализуемых в рамках конкретного предприятия.
    • Разовые (целевые) бизнес-планы — направлены на принятие отдельных крупных решений, связанных с управлением бизнесом.

По объекту планирования

По объекту планирования в бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:

  • инвестиционного проекта;
  • компании в целом;
  • группы компаний;
  • бизнес-единицы (направления бизнеса).

По направленности

По направленности выделяют следующие виды бизнес-планов:

  • направленные на создание компании, нового продукта, инновационной технологии. Такие виды бизнес-планов помогают изучить перспективные рынки сбыта продукции, просчитать объем ее реализации, оценить затраты на производство и т.д.;
  • направленные на финансовое оздоровление или развитие компании. Такие бизнес-планы позволяют уже существующему предприятию выявить его слабые стороны и устранить причины нерентабельности, малой прибыли, малых объемов реализации и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *