Иностранные инвестиции и их особенности

Роль иностранных инвестиций в развитии национальной экономики

В условиях глобализации мировой экономики одной из форм взаимопроникновения в экономику других стран являются иностранные инвестиции. По сути, сегодняшняя миграция капитала через осуществление зарубежных инвестиций является формой существования вывоза капитала.

На определенном этапе развития общественного производства вывоз товаров за границу сменяется вывозом капитала (см. Экспорт капитала). Если при вывозе товара можно получить прибыль только один раз, то вывоз капитала позволяет получать прибыль многократно. Сначала капитал вывозили только наиболее развитые страны в слаборазвитые, но постепенно движение капиталов охватило все страны, и если на первых этапах четко различались капиталовывозящие и капиталоввозящие страны, то сейчас такого строгого деления нет: практически все страны и ввозят, и вывозят капитал, даже развивающиеся. Этот вид международного сотрудничества постоянно растет.

Вначале вывоз капитала осуществлялся потому, что в развитых странах накапливались относительные избытки капитала, не находящие прибыльного применения. В настоящее время применение капитала с достаточной прибылью можно найти и внутри страны, но использование его за границей сулит значительно большие выгоды. Большие доходы от вложения капитала можно получить в странах, где более дешевое сырье или рабочая сила. Второе условие, привлекающее иностранный капитал в данную страну, связано со стабильной политической обстановкой или благоприятным инвестиционным климатом в ней. Привлекательность вложения капитала в другой стране возрастает в случае возможности монополизировать местный рынок.

В современных условиях вывоз капитала активизируется под воздействием изменившеюся характера мирохозяйственных связей. Интернационализация производства, обусловившая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, способствует переливу капитала из одной страны в другую. Развитие транснациональных корпораций постоянно привлекает капиталы в создаваемые в разных странах филиалы. Тесное сотрудничество отдельных предприятий в рамках международной кооперации также стимулирует движение капиталов между странами.

Все эти причины так или иначе учитывались при разработке теорий международною движения капиталов. Сторонники неоклассической теории строили свои концепции на теории сравнительных преимуществ. Они сравнивали норму прибыли разных национальных капиталов, предельную производительность и пришли к выводу, что перемещение капитала из страны, где его производительность низка, в страну с более высокой производительностью означает эффективную комбинацию факторов производства и увеличение национального дохода в обеих странах.

Дж. М. Кейнс и неокейнсианцы объясняли перелив капитала состоянием платежного баланса страны: капитал уходит из страны, если экспорт товаров и услуг превышает их импорт. Сторонники этого направления считали, что экспорт капитала из развитых стран в развивающиеся стимулирует деловую активность в обеих странах. Данная точка зрения послужила теоретическим обоснованием политики помощи развивающимся странам.

Современные теории движения капитала чаще всего основываются на различных модификациях корпоративных моделей и рассматривают лишь отдельные аспекты проблемы (концепции ТНК, жизненного цикла товара, монополистических преимуществ и др.). На основании этих концепций английский экономист Дж. Даннинг создал так называемую эклектическую модель, обосновывающую перелив капитала и иностранные инвестиции совпадением следующих трех условий:

  1. возможность более эффективного использования ресурсов за рубежом (преимущество размещения);
  2. большая выгода от вывоза капитала в другую страну, чем от вывоза товара или услуги (преимущество интернационализации);
  3. в стране-импортере фирма обязательно обладает какими-либо преимуществами по сравнению с национальными фирмами данной страны.

В современных условиях большое значение стала играть политика отдельных государств по привлечению капиталов из-за границы. Промышленно развитие страны таким образом пытаются поддержать темпы экономического роста, а развивающиеся страны надеются с помощью вливаний иностранного капитала дать импульс для роста отечественной промышленности. В последние годы получила признание модель догоняющего развития в изменяющемся мире. Это привело к конкуренции между государствами за привлечение иностранных капиталов. Особенно эта конкуренция усилилась между странами Восточной Европы и «третьего мира» с началом реформирования экономики восточноевропейских стран.

Определенную роль сыграло и изменение экологической обстановки в мире. Загрязнение окружающей среды заставляет многие государства ужесточать нормы выбросов, правила строительства вредных производств и проч. Поэтому ряд производств перемещается в другие страны, где требования экологической безопасности менее строгие.

Вывоз капитала может осуществляться в различных формах: в виде прямых и портфельных инвестиций, международных кредитов и экономической помощи. Но всегда между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия. Первые заинтересованы в получении максимальной прибыли от вложения капиталов, вторых интересует снижение платы за получение капитала. Почти всегда преимущества имеются у экспортеров — они выдвигают свои условия, которые могут быть как экономическим, так и политическими.

Предпринимательский капитал вкладывается в создание производительного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции — это вложение капитала, предусматривающее возможность контроля над производством. Портфельные инвестиции — это вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающее возможности контроля над производством, но обеспечивающие прибыль.

Инвестиции, по сути, отражают спрос на капитал на мировом рынке капиталов он существует в виде мировых инвестиций: когда у страны не хватает собственных средств для дальнейшего развития, она занимает их у других стран и выступает импортером капитала. Источником покрытия такого спроса будут сбережения, которые имеются в наличии у отдельных стран, которые становятся экспортерами капитала. Именно они формируют предложение капитала на мировом рынке. Таким образом, величиной мировых инвестиций является разница между внутренними инвестициями и внутренними сбережениями стран-импортеров капитала, а величина мировых сбережений — это разница между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями стран-экспортеров капитала.

В современных условиях миграция капитала стала одним из основных условий функционирования экономики, поэтому каждая, даже слаборазвитая, страна стремится и ввозить, и вывозить капитал. Мировой финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок обслуживает краткосрочные кредиты в основном для пополнения оборотных средств и обслуживания торговых операций. Мировой рынок капиталов обеспечивает среднесрочные и долгосрочные кредиты для целей развития основного капитала. Тот капитал, который обслуживает различные формы кредита, образует кредитный рынок, на котором работает ссудный капитал, а оставшаяся часть капитала, использующаяся на инвестиции и на операции с ценными бумагами, называется предпринимательским капиталом.

Инвестиции тесно взаимодействуют с внешней торговлей страны. Прежде всего, у них общая движущая сила — объем внутреннего рынка. Необходимость расширения этого рынка и выход на мировой рынок вызывают дополнительные потребности в инвестициях. В то же время расширение экспорта товаров служит условием получения валютной прибыли, которая затем превращается в капитал и может быть использована за границей. Инвестиции в производство вызывают необходимость дополнительного экспорта оборудования в страну, т.е. расширяют мировую торговлю.

Что дают иностранные инвестиции принимающей стране? Прежде всего, при недостатке собственных ресурсов для развития — это стабильный источник финансирования расширения и реконструкции производства. Одновременно с инвестициями (в первую очередь с прямыми) происходит передача технологий, торговых марок, лицензий, патентов. Как правило, расширяются связи страны с внешними рынками, стимулируется конкурентоспособность экономики. Но нужно иметь в виду, что в отдельных случаях может передаваться и устаревшая или низкокачественная технология, которую нежелательно использовать в местных фирмах передающих стран вследствие рисков загрязнения окружающей среды или по другим причинам. Приход иностранного капитала на внутренний рынок может обострить конкуренцию и привести к сокращению прибылей у национальных производителей. Поэтому в каждом отдельном случае нужна глубокая проработка договорных условий и последствий этой меры.

Для стран-экспортеров капитала инвестиции означают получение доступа к более дешевым рынкам труда и сырья, следовательно, — сокращение издержек производства, повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках, увеличение прибылей.

В качестве государственных инвестиций используются займы, кредиты, техническая помощь. Здесь речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями и нормами международного права.

Инвестиции неправительственных международных организаций осуществляются такими организациями, как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику должно способствовать решению ряда проблем социально-экономического развития. Это:

  • освоение невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях ВПК;
  • продвижение отечественных товаров и технологий на мировой рынок;
  • содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств;
  • содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их развития;
  • создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации труда и производства;
  • освоение опыта цивилизованных отношений в предпринимательской сфере;
  • содействие развитию производственной инфраструктуры.

Прямые и портфельные иностранные инвестиции

Прямые инвестиции, позволяющие контролировать работу предприятия, осуществляются или путем строительства новых предприятий, или путем покупки контрольного пакета акций действующего предприятия. В законодательствах разных стран вводят критерии, которые позволяют разграничить прямые и портфельные инвестиции, главный из которых — доля в уставном капитале предприятия, приобретаемая иностранным инвестором. Обычно считается, что если эта доля превышает 10%, то следует говорить о прямых инвестициях. Хотя даже этот крупный пакет акций при выгодном предложении можно перепродать и получить от него прибыль, как от обычных портфельных инвестиций.

Считается, что наиболее важными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции. За последние годы их объемы выросли практически во всех странах, особенно в странах с переходной экономикой. Такие инвестиции оказывают огромное влияние на экономику любой страны в целом. Они не только влияют на функционирование как отечественных, так и зарубежных предприятий, но и изменяют структуру иностранной торговли, влияют на экономический рост. Объем прямых иностранных инвестиций сильно различается по странам, так как их приток зависит от множества факторов, таких как политическая стабильность, инвестиционный климат, политика правительства в области международной торговли и обменного курса.

Прямое инвестирование в современных условиях имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, необходимо отметить возрастание прямых инвестиций по сравнению с другими формами движения капитала.

Обмен инвестициями между развитыми странами идет в основном в рамках развития транснациональных корпораций (ТНК). ТНК — это крупное производственное предприятие, имеющее множество филиалов и отделений за рубежом. Создание новых филиалов, захват новых рынков требуют значительных капиталов, что предопределяет их миграцию между странами. На начало XXI века в категорию транснациональных входило более 65 тыс. компаний, а число их филиалов превысило 850 тыс., в начале 90-х гг. их было 37 тыс. с 206 тыс. филиалов. Основная часть ТНК сосредоточена в США (45%), Японии (14%) и странах ЕС (29%). ТНК являются основным субъектом вывоза прямых иностранных инвестиций через создание новых филиалов, покупку действующих. Дальнейшее развитие этих компаний-гигантов приведет к росту прямых иностранных инвестиций.

Усиление роли ТНК в движении капиталов вызвало к жизни еще одну особенность: усиление роли реинвестирования полученных за рубежом прибылей. Так как ТНК являются в основном частной собственностью, то доля частных инвестиций возрастает по сравнению с государственными.

Возрастание роли прямых иностранных вложений заставило правительства отдельных государств пересмотреть свое отношение к инвесторам. Это относится как к странам-экспортерам, так и к странам-импортерам. Прежде всего, это предоставление гарантий как страной базирования, так и принимающей. Большинство стран мира подписало двусторонние и региональные соглашения о защите инвестиций, т.е. осуществляется взаимная защита вложенных капиталов. На многостороннем уровне обеспечением гарантий занимается Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, созданное при Мировом банке. К формам гарантии на государственном уровне относятся также страхование зарубежных инвестиций, урегулирование инвестиционных споров, исключение двойного налогообложения а также административная и дипломатическая поддержка.

Страны с переходной экономикой и развивающиеся страны привлекают иностранных инвесторов в расчете на то, что вместе с ними в отечественные компании придут квалифицированные иностранные специалисты, усилится конкуренция, создадутся внешние экономические эффекты. Но позитивное влияние таких инвестиций возможно только тогда, когда технологический разрыв между иностранными и отечественными фирмами не слишком большой и существует запас человеческого капитала внутри страны.

Регулирование иностранных инвестиций

Развитие международных связей и мирового рынка капитала усиливает необходимость регулирования финансовых потоков, перетекающих из страны в страну.

Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования на международном уровне являются международные инвестиционные соглашения. В них согласуются и укрепляются меры по регулированию прямых иностранных инвестиций между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний или многосторонний характер. Участниками этих соглашений выступают национальные правительства и межправительственные экономические организации, такие как ВТО, ОЭСР (Организация по экономическому сотрудничеству и развитию), МОТ (Международная организация труда и др.). Чаще всего между странами участниками заключаются двусторонние соглашения. В них разрабатывается механизм защиты инвестиций, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения споров.

Привлечение иностранных инвестиций в страну зависит в основном от национального законодательства. Основное место в этой работе принадлежит созданию системы стимулов. Политика стимулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах существенно различается. В развитых странах используют в основном финансовые средства, а в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой — фискальные и налоговые средства.

Чаще всего слаборазвитые страны используют налоговые стимулы. Цель такого стимулирования — привлечь иностранные капиталы для целей реструктуризации экономики, ускорения темпов экономического роста. Наиболее часто используются налоговые каникулы, инвестиционные скидки, налоговый кредит, ускоренная амортизация, инвестиционные субсидии, льготы косвенного налогообложения.

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами являются более действенными для привлечения капитала. Налоговый кредит — это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов с возможным использованием этого кредита для последующих капиталовложений. Механизм этого инструмента достаточно прост. Определенная сумма налогового кредита зачисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, считается обычным налогоплательщиком, подлежит всем действующим условиям налогообложения. Суммы налогового кредита могут быть включены в баланс как налоговые расходы и подлежат той же проверке, что и любые другие расходы фирмы.

Система инвестиционных скидок применяется в форме снижения налоговых ставок и имеет тот же эффект, что и налоговый кредит. Если корпоративный налог имеет несколько ставок, целесообразна инвестиционная скидка не в абсолютном выражении, а в форме процентной ставки. Инвестиционная скидка может быть на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения прибыли в добывающих отраслях. Подобные скидки имеют место при реализации инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе.

Еще одна разновидность инвестиционных скидок- уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен. Это может быть разовая мера или постоянная. Так, в Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% от расходов предпринимателей на НИОКР.

При ускоренной амортизации по сравнению с обычной большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Например, в Германии ежегодные нормы амортизации производственных сооружений со средним сроком службы 25 лет составляют в первые четыре года 10%, в последующие три года — 5% и по 2,5% в оставшиеся 18 лет. Причем нормы амортизации дифференцированы по отраслям, в отдельных секторах экономики они значительно выше.

Ускоренная амортизация по сравнению с другими формами налогового стимулирования имеет преимущества: ее механизм проще и дешевле, и если она предоставляется на временной основе, то в краткосрочном периоде она стимулирует рост капиталовложений.

Инвестиционные субсидии являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично, они используются редко, так как имеется риск возникновения отрицательного бюджетного эффекта.

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введение системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой. Другая форма — ликвидация или уменьшение таможенных ставок.

Особое место в стимулировании иностранных инвестиций занимает создание свободных экономических зон (СЭЗ). Это зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающие благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон:

  1. ограниченная национальная таможенная территория, в рамках которой осуществляются операции по складированию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;
  2. промышленно-производственные зоны со специальным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, используя систему стимулов;
  3. технико-внедренческие зоны, в которых находятся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;
  4. сервисные зоны, т.е. территории со льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;
  5.  комплексные зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории одного административного района.

Каждая из этих зон имеет свои особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех зон. К ним относятся:

  • внешнеторговые льготы (беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ);
  • налоговые льготы (налоговые каникулы на срок 5-20 лет, полное или частичное освобождение от уплаты налогов реинвестируемых прибылей на срок 5 лет, скидки с налога на прибыль). Иностранные инвесторы освобождаются от налогов на собственность и налога с оборота;
  • финансовые льготы (инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и проч.);
  • административные льготы (упрощенный порядок регистрации компании, въезда-выезда иностранных граждан и др.).

В целом одних только льгот недостаточно для привлечения иностранного капитала. В этом случае имеет значение состояние инвестиционного климата в стране: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы и проч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.