Источники финансовой информации (information sources of financial managment) — система внешних и внутренних источников информации, обеспечивающих целенаправленное формирование информационной базы финансового менеджмента. Формирование системы информативных показателей финансового менеджмента за счет внешних и внутренних источников информации связано с отраслевыми особенностями предприятий, их организационно-правовыми формами хозяйствования, объемом и степенью диверсификации хозяйственной деятельности и рядом других условий.
Вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, классифицируется по отдельным группам (см. рисунок).
Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три основные группы:
1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.
Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока. В первом блоке — «Показатели макроэкономического развития» — содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в финансовом менеджменте:
- объем доходов государственного бюджета;
- объем расходов государственного бюджета;
- размер бюджетного дефицита;
- объем эмиссии денег;
- денежные доходы населения;
- вклады населения в банках;
- индекс инфляции;
- учетная ставка Национального банка.
Во втором блоке — «Показатели отраслевого развития» — содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:
- объем произведенной (реализованной) продукции;
- общая стоимость активов, в том числе оборотных;
- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;
- сумма балансовой и чистой прибыли;
- ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
- индекс цен на продукцию.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий или соответствующих электронных источниках информации.
Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на два блока. В первом блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка» — содержатся следующие основные показатели:
- виды основных инструментов фондового рынка, обращающихся в его организованном и неорганизованном секторах;
- котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
- цены сделок по основным видам фондовых инструментов;
- объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;
- сводный индекс цен на фондовом рынке.
Во втором блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру денежного рынка» — содержатся следующие основные показатели:
- депозитная ставка отдельных коммерческих банков;
- кредитная ставка отдельных коммерческих банков;
- официальный валютный курс (по валютам, с которыми работает предприятие);
- курс покупки-продажи отдельных валют, установленный коммерческими банками.
3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков:
- «Банки»;
- «Страховые компании»;
- «Поставщики продукции (сырья, материалов)»;
- «Покупатели продукции»;
- «Конкуренты».
Источниками формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие показатели являются обязательными), соответствующие рейтинги (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными фирмами. Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями финансового менеджмента, объемом хозяйственных операций и длительностью партнерских отношений с отдельными контрагентами. Получение такой информации должно осуществляться только легальными способами.
Показатели, формируемые из внутренних источников информации, делятся на две основные группы:
1. Показатели финансового учета предприятия. Система показателей этой группы составляет основу информационной базы финансового менеджмента. На основе этой системы показателей производится анализ, прогнозирование, текущее планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов); регулярность формирования (не реже одного раза в квартал) и высокая степень достоверности (отчетность, формируемая на базе финансового учета, предоставляется внешним пользователям и подлежит внешнему аудиту).
Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока:
- в первом блоке содержатся показатели, отражаемые в «Балансе предприятия»;
- во втором блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о финансовых результатах и их использовании»;
- в третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о финансово-имущественном состоянии предприятия».
2. Показатели управленческого учета предприятия. Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии. Состав его показателей и регулярность их представления определяются конкретными задачами финансового менеджмента. Результаты управленческого учета используются для контроля текущей финансовой деятельности и оценки ее эффективности, формирования финансовой стратегии и политики по отдельным аспектам деятельности предприятия.
Использование основных из перечисленных показателей внешних и внутренних источников позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную информационную базу финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.