Банковский менеджмент – система управления кредитной организацией как коммерческим предприятием. Банк аккумулирует сбережения юридических и физических лиц, поэтому, помимо задачи получения прибыли, не меньшее значение имеет обеспечение сохранности средств кредиторов.
Банковский менеджмент — научная система управления в условиях рыночной экономики банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.
Банковский менеджмент определяет целевые установки в деятельности банка и создает механизм их реализации; характеризует качество управления банком, т.е. эффективность организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Банковский менеджмент – важный фактор надежности банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.
В банковском менеджменте принято выделять четыре составляющие.
Во-первых, планирование, которое позволяет заглянуть в будущее кредитной организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Результатом банковского планирования должно стать создание общего бизнес-плана и отдельных оперативных планов по различным направлениям деятельности (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая политика и т.д.).
Во-вторых, анализ, направленный на оценку деятельности банка. Сравнение достигнутых результатов в целом и по отдельным направлениям с планами и прогнозами.
В-третьих, регулирование, которое включает совершенствование организационной структуры банка, подготовку новых и доработку действующих инструкций, снижение объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка и всей кредитной организации в целом. В рамках регулирования происходит корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, определяются меры по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.
В-четвертых, контроль, состоящий из внешнего, осуществляемого центральным банком, и внутреннего, направленного на проверку соблюдения внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Основные направления менеджмента банка:
- разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным видам деятельности кредитной организации: депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.д.;
- маркетинг банковских продуктов и услуг;
- управление активами и пассивами банка;
- управление ликвидностью;
- управление доходностью;
- управление собственным капиталом;
- управление кредитным портфелем;
- управление банковскими рисками.
Основные принципы банковского менеджмента:
- разработка ясной и четкой стратегии банка и свобода поиска в ее границах;
- создание системы сбора специализированной информации, внешних связей, обмена персоналом как внутри банка, так и между банками, активный поиск новых идей;
- создание системы оценки и реализации новых идей;
- интеграция личных интересов и целей исследований и др.
Содержанием банковского менеджмента являются:
- определение целей и задач банка;
- выявление наиболее эффективных способов достижения этих целей;
- обучение и подготовка кадров;
- воплощение на практике управленческих решений;
- анализ полученных результатов;
- корректировка ранее принятых решений, их оптимизация.
Органической характеристикой банковского менеджмента является необходимость решения задачи приспособления к изменяющимся условиям рыночной среды, выражающимся в колебаниях спроса на услуги банка, усилении конкурентной борьбы, удорожании оборудования. Это требует инициативы работников, повышения их компетентности. В свою очередь, данное обстоятельство определяет еще одну характеристику современного менеджмента: децентрализацию управления в границах фирмы. Наибольшая ответственность концентрируется на нижних уровнях управления, в первую очередь, на рабочих местах. Стимулируя инициативу, руководство организации предусматривает широкое поощрение творчества и изобретательства и минимальные санкции в случае неудач.
Широкое развитие получила система коллективного, группового поиска путем максимизации общих результатов работы организации. Творческая активность персонала и ее всемерное стимулирование – одно из центральных звеньев в системе современного менеджмента. Важными слагаемыми менеджмента кредитной организации выступают также достижения в области дизайна, маркетинга, производительности труда, нововведений, в качестве «послепродажного» обслуживания.
Банковский менеджмент – многогранная наука, в которой единых методов для всей кредитной системы не существует. Каждый банк вырабатывает собственную систему менеджмента, периодически пересматривает ее, приводит в соответствие с условиями на конкурентном рынке банковских услуг, а также корректирует в связи с изменениями законодательства.