Маркетинг-менеджмент — это процесс принятия управленческих решений в организациях с целью удовлетворения потребностей клиентов в предлагаемом товаре. Маркетинг-менеджмент представляет собой анализ и планирование, реализацию и контроль за проведением различных мероприятий, которые направлены на установление, поддержание и постоянное усовершенствование обмена с потребителями ради достижения конкретных целей компании (например, увеличение доли рынка компании, получение прибыли).
Маркетинг-менеджмент — это
- управление маркетингом на различных уровнях рыночной экономики;
- целенаправленная координация и формирование всех мероприятий фирмы, связанных с рыночной деятельностью на уровне предприятия, на уровне рынка и на уровне общества в целом;
- управленческая деятельность, связанная с осуществлением планирования, организации, координации, контроля, аудита, стимулирования всех подразделений отдела (управления) маркетинга предприятия;
- совокупность принципов, методов, средств и форм управления маркетингом в целях интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги, увеличения прибыли.
Маркетинг-менеджмент — это бизнес дисциплина, которая направленна на практическое применение инструментов маркетинга, эффективное использование ресурсов фирмы и управление основными направлениями деятельности предприятия. Процесс глобализации, возникновение возможности инвестировать в бизнес-проекты за пределами родной страны, сделал международный маркетинг значительной и неотъемлемой частью маркетинговой стратегии предприятий. Менеджеры по маркетингу контролируют факторы, влияющие на уровень, время и состав потребительского спроса.
В зависимости от области бизнеса, масштаба, вида промышленности, корпоративной культуры роль отдела маркетинга может существенно варьироваться. Например, в крупной компании потребительских товаров, менеджер по маркетингу может выступать в качестве генерального менеджера по развитию определенного продукта.
Маркетинг-менеджмент представляет собой широкий комплекс мер стратегического и тактического характера, направленных на эффективное осуществление рыночного поведения фирмы и достижение ее основной цели: обеспечения устойчивого и всестороннего успеха у потребителей товаров и услуг фирмы при нормальной доходности и прибыльности ее основной деятельности. Иными словами, нужно так управлять исследованиями маркетинга, ассортиментной политикой, внедрением новых товаров, сбытом, рекламой, сервисом, чтобы сегодня и в перспективе товары и услуги фирмы охотно покупали по ценам, обеспечивающим ей не только возмещение всех издержек, но и возможности нормального развития. В этом отношении маркетинг-менеджмент означает:
- Верно поставить цели маркетинга, т.е. так, чтобы оптимально увязать возможности рыночной ситуации и научно-производственный, сбытовой и сервисный потенциал фирмы. Это все — вопросы правильной оценки состояния рынка и состояния фирмы и хороших методик расчетов.
- Правильно спланировать все мероприятия маркетинга и эффективно организовать их осуществление для достижения указанных целей. И если, выводя на рынок новый товар, мы опоздали с рекламной кампанией, то на языке управления это означает низкое качество планирования маркетинга. А если наши дилеры шлют тревожные сообщения о том, что они не успевают обслуживать клиентов в срок, это означает, что плохо организована их сеть с точки зрения сервисных задач и т.д.
- Своевременно производить оперативное вмешательство в ход маркетинговых процессов в связи с изменяющимися обстоятельствами и ситуацией. И в этом смысле прекращение рекламной поддержки товара просто по причине того, что конкуренты вышли на рынок с явно превосходящим товаром, чисто оперативно-регулировочное решение.
- Эффективно контролировать и на основе этих данных анализировать и оценивать весь ход маркетинга в фирме, подготавливая необходимые коррективы целей, средств и методов маркетинга на будущее.
- Стимулировать эффективную работу всего персонала, занятого в маркетинге (вне зависимости от его принадлежности к фирме), для получения максимальной творческой отдачи.
Цель маркетинг-менеджмента — формирование комплекса долгосрочных и краткосрочных (оперативных) управленческих воздействий, решений в области маркетинга на все подразделения и лица, взаимодействующие в области маркетинга.
Маркетинг-менеджмент можно разделить на 4 основные направления:
- Анализ рынка. Представляет собой сбор и оценку информации о маркетинговой среде компании.
- Поиск и отбор целевых рынков. Представляет собой сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара или услуги на рынке.
- Разработка комплекса маркетинга. Представляет собой разработку товара, ценообразование, выбор каналов распределения и продвижение определенного товара или услуги на рынке.
- Проведение маркетинговых мероприятий. Представляет собой разработку стратегии и контроль за ее выполнением.
Концепция маркетинг-менеджмента определяется как система основных идей, инструментария и анализа предпринимательской деятельности и окружающей среды, формирования стратегий и контроля.
Основные элементы концепции маркетинг-менеджмента:
- планирование маркетинга;
- организация процесса маркетинга;
- координация различных подразделений для целей маркетинга;
- контроль деятельности и аудит;
- стимулирование всех подразделений предприятия.
Задачи маркетинг-менеджмента:
- разработка перспективной и тактической маркетинговой политики предприятия;
- организация управления маркетинговыми программами;
- организация управления средствами труда;
- организация управления отношениями в сфере маркетинга.
Управленческие воздействия в системе маркетинг-менеджмента могут быть направлены на объекты, процессы и функции:
- Объекты воздействия маркетинг-менеджмента:
- покупатель;
- производитель;
- товар;
- посредник;
- конкурент.
- Процессы, на которые воздействует маркетинг-менеджмент:
- формирование политик компании (финансовой, инвестиционной, торговой, товарной);
- формирование взаимоотношений (с поставщиками, покупателями, посредниками);
- процесс разработки, создания гового товара и др.
- Функции на которые воздействует маркетинг-менеджмент:
- планирование;
- управление;
- контроль и учет;
- анализ.
Современные приоритеты маркетинг-менеджмента:
- от маркетинга в отделе маркетинга к маркетингу во всей организации;
- от организации по товарным единицам к клиенто-ориентированной структуре компании;
- аутосорсинг и межфирменное взаимодействие;
- многообразие форм межфирменного взаимодействия: стратегические группы, альянсы, сетевые компании, партнерства;
- от сохранения старых рыночных позиций к поиску новых;
- от ориентации на материальные активы к накоплению нематериальных активов;
- ускорение процесса презентации и продажи товара за счет онлайновой торговли;
- от финансовых показателей к маркетинговым оценкам.