Услуги

Услуги (services) — целесообразные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей человека и общества в целом, в процессе выполнения которых не создается материально-вещественный продукт. Услуги — экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы. В некоторых случаях для их приобретения требуется физическое присутствие потребителя, как, например, при оказании парикмахерских услуг, медицинской помощи или при развлечении. В других случаях услуги могут быть выполнены на расстоянии, например, юридическое представительство или страхование.

Услуги — предпринимательская деятельность гражданина или юридического лица, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, кроме деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Услуги, как правило, являются результатом непроизводственной деятельности и предоставляются на основании соответствующего гражданско-правового договора между лицом, оказывающим услуги (исполнителем) и лицом, которому оказывается данная услуга (потребителем).

Услуги подразделяют на нематериальные и производственного назначения.

К нематериальным услугам относят затраты труда, которые не принимают предметной формы и не входят составной частью в стоимость какого-либо товара. Это деятельность работников здравоохранения, образования, непроизводственных отраслей бытового обслуживания населения, торговли, туризма и гостеприимства, пассажирского транспорта, а также органов государственного управления, оказывающих услуги социального характера, охраны общественного порядка и др.

Услугами производственного назначения являются: грузовой транспорт, заготовки, материально-техническое снабжение, различные производственные связи. В статистической отчетности услуги промышленно-производственного характера (капитальный ремонт зданий, оборудования, сооружений и др.) относят к, работам промышленного характера. Услуги, связанные с обращением товаров, их закупкой, продажей, сбытом (то есть торговые, посреднические виды деятельности, основной целью которых является содействие заказчикам в поиске новых партнеров и заключение хозяйственных договоров на закупку или поставку товаров, сбыт готовой продукции), называют коммерческими.

Услуги могут быть рыночными и нерыночными.

К рыночным относят услуги, являющиеся объектом купли и продажи (например, оптовой и розничной торговли, экспедиционные, по складированию и хранению и др.); к нерыночным — услуги, издержки которых полностью или в значительной мере покрываются за счет государственного бюджета, добровольных взносов (они, как правило, удовлетворяют коллективные потребности общества).

Услуги могут быть платными и бесплатными.

Услуги делятся по характеру потребления на индивидуальные (например, труд врача, учителя, портного) и общественные (труд по обороне страны и охране порядка, судопроизводство).

Наиболее распространенные виды услуг — аудиторские, банковские, рекламные, маркетинговые, консультационные, образовательные, посреднические, торговые, дистрибьюторские, информационные, коммунальные, бытовые.

Качество услуг зависит от исполнения, времени и места их оказания. Труд работников, занятых их предоставлением, связан, как правило, с обменом, распределением или потреблением продукции (товара), созданной в сфере материального производства.

Отрасли, предоставляющие услуги, составляют основу производственной и социальной инфраструктуры хозяйства.