Границы налогообложения

Границы налогообложения (taxation limit) – определение верхнего предела налоговых изъятий, позволяющих осуществлять фискальную политику, стимулировать развитие научно-производственной деятельности во всех сферах экономики, осуществлять социально-экономические программы страны.

Верхний предел налогового изъятия не может быть универсальным для всех государств. Он обусловлен особенностями социально-экономической истории страны. Уровень налоговых изъятий в малых унитарных государствах выше, чем налоговое бремя в территориально больших социально- и культурно-дифференцированных федеративных государствах.

Уровень налоговых изъятий в стране зависит от темпов экономического роста и социальной нагрузки государства. При более высоких темпах экономического роста значительно расширяется налоговая база, государство может увеличивать налоговые поступления, что позволяет ему расширять социальные программы и увеличивать социальную нагрузку на бюджет.

В настоящее время имеет место обратная тенденция. Темпы экономического роста многих развитых стран снижаются, что означает увеличение доли налоговых изъятий в ВВП, т.е. налоги приближаются к своей верхней границе, за которой начинаются симптомы финансового кризиса. Это означает, что при цикличном развитии экономики налоговое давление возрастает на стадии спада и, наоборот, на стадии подъема груз налоговых изъятий уменьшается, т.е. они имеют противонаправленное движение.

В период экономического подъема уменьшается безработица, растут доходы юридических и физических лиц, увеличивается налоговая база и численность налогоплательщиков, растут поступления в бюджет, а значит, увеличиваются возможности государства по удовлетворению социальных потребностей населения. В результате возрастает численность населения за счет увеличения рождаемости и роста продолжительности жизни. Финансовых ресурсов для обслуживания этих процессов достаточно.

В период экономического спада доходы производителей и потребителей падают, растет безработица, налоговая база уменьшается. Финансовые возможности государства в удовлетворении социальных потребностей населения ограничиваются уменьшающимися налоговыми поступлениями. Для сохранения объема доходов бюджета уровень налоговых изъятий повышается и они упираются в верхнюю границу налогообложения. Появляется разрыв между накопленными и продолжающими расти социальными обязательствами государства и его ограниченными возможностями, зависящими от налоговых поступлений. Государства вначале пытаются решать эту проблему за счет некоторого ограничения социальных благ внутри своих стран. Затем благодаря глобализации мировой экономики высокоразвитые страны, владеющие широким арсеналом экономических и административных инструментов государственного и негосударственного регулирования, принимаются за перераспределение финансовых, трудовых и сырьевых ресурсов за счет менее развитых стран. Это позволяет им удержаться на верхней предельной границе налогового изъятия внутри страны.

Национальное налогообложение ведет только к перекладыванию имеющихся финансовых ресурсов страны из одного кармана в другой, но не к их увеличению. Чтобы выйти из замкнутого круга, предлагаются два пути: либерализация экономики, которая ведет к снижению уровня государственных обязательств, и повышение границы верхнего уровня налогообложения.

Важным фактором, влияющим на уровень налогообложения, а значит, и на величину верхнего предела налогового изъятия, является инфляция. Чем выше инфляция, тем ниже налоговые изъятия. Другое дело, когда пропорции изменения могут быть не равными. При высокой инфляции и задержке налоговых поступлений происходит обесценение последних и, следовательно, падение государственных доходов даже при повышении налогового изъятия. В свою очередь, усиление налогового давления ведет к уклонению от уплаты налогов, и бюджет вновь недополучает средства. В результате происходит сокращение государственного финансирования.

В настоящее время уровень налоговых изъятий в развитых странах Западной Европы составляет около 50% ВВП, в постсоциалистических странах Восточной Европы – в интервале 40–50% ВВП. В Украине уровень бюджетных доходов в ВВП составляет менее 25%, при этом имеет место рост теневой экономики, уклонение от уплаты налогов, бегство капитала, долларизация наличного оборота, распространение денежных суррогатов. Это свидетельствует о том, что границы налогообложения практически достигли своего верхнего предела.