Электронный бизнес (electronic business, e-business) — любой вид деятельности, проводимый бизнес-организацией посредством сети связанных между собой компьютеров.
По определению ЮНИДО бизнес включает:
- маркетинг;
- производство;
- продажу;
- платежи.
Если любые две стадии осуществляются с использованием электронных систем, этот бизнес можно считать электронным. Выделяют:
- бизнес на Интернете (Интернет-провайдинг, контент-провайдинг и сервис-провайдинг);
- бизнес вокруг Интернета (поставка технических средств; поставка программных средств; Web-дизайн, программирование и сопутствующие услуги; перепродажа фирм);
- бизнес в Интернете (Интернет-реклама, Интернет-магазины, Интернет-аукционы, Интернет-расчеты, Интернет-маркетинг, Интернет-коммерция, доступ к информации по подписке, организация платежей, создание СМИ в Интернете).
Необходимо отметить, что электронная коммерция охватывает значительно более широкую область оказания услуг, чем ее часть, основанная на Интернете.
Электронный бизнес — бизнес, основанный на использовании информационных технологий с тем, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений.
Электронный бизнес — повышение эффективности реального бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Позволяет улучшить обслуживание клиентов при одновременном сокращении затрат, выявить новые каналы сбыта, обеспечить конкурентное преимущество. Для эффективности Интернет-проекта необходима развитая система управления предприятием, поэтому перед тем как развернуть электронный бизнес в Интернете, надо позаботиться о переводе бизнеса на электронные рельсы внутри предприятия. Интернет-технологии являются одним из основных, но не единственным аспектом в электронном бизнесе. Понятие «электронный бизнес» шире понятия «электронная коммерция».
Электронный бизнес — бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем. Значительная часть решений использует Интернет-технологии для передачи данных и предоставления Web-сервисов. Впервые термин прозвучал в выступлении бывшего генерального директора IBM Луи Герстнера.
Электронный бизнес — совокупное понятие для множества классов информационных систем (ИС), автоматизирующих коммерческую работу предприятия. Помимо электронной коммерции, ориентированной на взаимодействие с потребителем в сфере продаж, осуществляется поддержка всей цепочки создания добавленной стоимости предприятия.
Существует несколько классов информационных систем, используемых предприятиями для автоматизации бизнеса:
- ERP (Enterprise Resource Planning) — ИС управления ресурсами предприятия.
- CRM (Customer Relationship Management) — ИС управления взаимодействием с клиентами.
- BI (Business Intelligence) — ИС сбора, анализа и представления бизнес информации.
- ECM (Enterprise Content Management) — ИС управления информацией и документами на предприятии.
- HRM (Human Resource Management) — ИС управления персоналом.
- SCM (Supply Chain Management) — ИС управления цепочками поставок.