Виртуальный маркетинг

Виртуальный маркетинг (от лат. virtus — возможный, который может или должен проявиться; в позднелат. добавились значения «сильный», «способный») — маркетинговый коммуникационный инструментарий продвижения товара (реального или виртуального) на рынке на основе современных сетевых информационных технологий, включая формирование и использование электронных баз данных, информационных моделей, инструментов и методик.

Виртуальный маркетинг, понимаемый более широко, — это комплекс философии, стратегии и инструментария информационной маркетинговой деятельности и взаимодействия в компьютерных сетях, позволяющий исследовать рынок, продвигать, продавать и покупать товары, идеи и услуги. В виртуальном маркетинге используются цифровые сети передачи данных и особенно сети интернет для сбора и систематизации маркетинговых данных, проведения маркетинговых исследований, продвижения реальных или виртуальных товаров, а также собственно для интернет-сетевых продаж.

Часто в качестве синонимов виртуального маркетинга с разной степенью корректности используются выражения «интернет-маркетинг», «электронный маркетинг», «веб-маркетинг», «интерактивный маркетинг», «он-лайн маркетинг».

В последнее время разновидностью виртуального маркетинга называется также SMS-маркетинг, имеющий целью не столько рассылку SMS-сообщений возможным клиентам, сколько побуждение их самих к отправке сообщений и к действиям, связанным с SMS-перепиской и направленным на стимулирование продаж. Сюда же может быть причислена торговля услугами по созданию, поддержке и «раскрутке» сайтов, торговля доменными именами и расширениями, закрепленными в интернете за отдельными странами и географическими зонами.

Концепция виртуального маркетинга реализуется в виртуальном рыночном пространстве, функционирующем в условиях интерактивных информационных сетей. Информация в этой концепции рассматривается в качестве ключевого источника конкурентных преимуществ.

Развитие виртуального маркетинга обусловлено стремительным ростом доли виртуального сектора в составе рыночного пространства, который происходит за счет бурного развития сетевых информационных систем и глобальной компьютерной сети интернет.

Специфика виртуального маркетинга проявляется прежде всего в том, что в нем активно участвуют сетевые или виртуальные организации (подразделения) — те, для которых границы между его участниками, ресурсами и подразделениями открыты благодаря интенсивному информационному обмену.

Основные стратегические цели и задачи виртуального маркетинга:

  • наращивание опыта потребления у потенциальных клиентов и управления им;
  • увеличение объема продаж за счет внедрения электронной коммерции в режиме on-line;
  • сетевая реклама товаров и услуг с целью увеличения объема продаж традиционными (off-line) способами;
  • сокращение издержек на ведение бизнеса;
  • создание положительного, современного имиджа компании.

Интернет предоставляет маркетингу новые возможности:

  • «эффект присутствия» и прозрачность информационной среды для клиента, реализация нового типа восприятия информационного мира как виртуальной реальности;
  • гипертекстовая организация представления информации, приближенная к ассоциативной связи элементов мира;
  • информационная насыщенность по принципу «мультимедиа»;
  • становление клиента в качестве активного поставщика информации о своих потребностях и др.

В исследованиях рынка виртуального маркетинга использует такие методы, как прямая регистрация посетителей сервера, анализ и учет интересов посетителей по активности взаимодействия со встроенными поисковыми системами, электронные опросы посетителей, интерактивное взаимодействие и др.

Некоторые специалисты отмечают следующие преимущества использования виртуального маркетинга по сравнению с маркетингом, основанным на традиционных технологиях:

  • отсутствие пространственной локализации, возможность осуществлять деятельность вне привязки к конкретной территории или локальному рынку;
  • обеспечение возможности сокращения времени на поиск партнеров, осуществление сделок, разработку новой продукции и т.д.;
  • снижение асимметрии информации (ее неполноты и неравномерности распределения) и, как следствие, снижение информационных трансакционных издержек;
  • снижение прочих трансакционных издержек, в т.ч. накладных расходов (командировочных расходов, потерь от несостоявшихся, неправомерных или недобросовестных сделок), снижение риска, связанного с неопределенностью;
  • снижение трансформационных издержек за счет оптимального выбора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой проекции, обоснованной политики ценообразования, снижения числа посредников и затрат на сбыт и т.д.;
  • рационализация структуры управления, в т.ч. путем ее сжатия по вертикали, сокращения и объединения ряда функций, солидаризации ответственности.

Ограничения внедрения и действенности виртуального маркетинга связаны с особенностями используемой при этом вторичной информации, условиями ее получения и обработки, а также со сложностями формирования маркетинговой информационной системы внутри предприятия. Вторичная информация необязательно достоверна, может не относиться к конкретным целевым группам, интересующим данную фирму, и быстро устаревает, часто не подвергаясь верификации. К тому же набор информации идет не системно, а на уровне «смотрите, что я тут в сети нашел» безотносительно к созданию на предприятии маркетинговой информационной системы и ее увязки с перестройкой системы документооборота.

Общим условием повышения эффективности стратегии виртуального маркетинга является ее включенность в общую маркетинговую стратегию предприятия. Важно четко определиться, где именно в on-line фирма собирается размещать свою информацию и что, собственно, размещать. Оценивать надо не абстрактную «интернет-эффективность», а эффективность решения стратегических задач. Принципиально важно, чтобы виртуальным маркетингом на фирме занимались маркетологи, а не программисты.

Перспективы повышения эффективности виртуального маркетинга, особенно в отношении онлайновых продаж, становятся весьма существенными, если:

  • товар предназначен для пользователей компьютеров;
  • является хорошим (еще лучше — уникальным) предложением для новаторов и ориентирован на людей с уровнем дохода выше среднего и/или с высоким уровнем образования;
  • товар не надо физически осматривать/примеривать/пробовать, а его цена привлекательна.

Отечественная аудитория виртуального маркетинга — это прежде всего посетители интернета и особенно его русскоязычного сегмента — рунета. Она довольно быстро растет, становится разнообразнее, качественней по составу, интересам.

В последнее время все более популярное как в мире, так и в отечественной практике становится контекстная реклама сайтов как эффективный способ их продвижения. Это платная текстовая реклама, которая показывается по конкретным ключевым словам при поиске и действует в режиме таргетинга, привлекая поисковый, целевой тариф. Контекстную рекламу все шире использует банковский сектор, а представители промышленного сектора стали наиболее активно использовать ее в системе «Яндекс.Директ» и «Google Adwords». Важно, что оплата контекстной рекламы происходит не за показы объявлений, а за реальных посетителей, т.е. за клики (хотя и здесь нашлись «ушлые профессионалы, нанимающие студентов исключительно для «кликания», чтобы наростить псевдопосещаемость сайтов благодаря своей рекламе). Впрочем, в контекстной рекламе заказчик имеет гораздо большую свободу установления цены за каждый клик по рекламному объявлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.