SMS-маркетинг

SMS-маркетинг (от англ. Short Message Service, SMS — услуги коротких сообщений) — разновидность BTL, продвижение какой-либо идеи (которая обычно не выглядит напрямую как товар, а лишь требует личной оценки абонента), побуждающее владельца мобильного телефона отправить оплачиваемое им текстовое сообщение, а во многих случаях — еще и списать дополнительные деньги со счета.

SMS-маркетинг — маркетинговые коммуникации, в реализации которых задействован мобильный телефон. SMS-маркетингом многие называют все то, что стимулирует продажи с помощью SMS. Кроме того SMS-маркетинг — альтернативный канал коммуникации для брендов, ограниченных законодательно. Довольно часто в качестве синонима используется термин «мобильный маркетинг», хотя это неправомерно: среди мобильных сервисов существуют также MMS, IVR, WAP, STK и др.

SMS-маркетинг предусматривает распространение маркетинговой информации о товаре или услуге путем отправления ее через SMS на мобильные телефоны абонентов-потребителей. SMS-маркетинг считается новым эффективным способом прямой коммуникации с потребителем и является одним из инструментов так называемого прямого маркетинга.

SMS-маркетинг бывает двух типов:

  1. пуш (англ. push — толкать) — рекламодатель сам инициирует ее отправку сообщения потребителю (например, путем SMS-рассылки по базе данных мобильных телефонов потребителей).
  2. пулл (англ. pull — притягивать) — коммуникацию инициирует сам потребитель, когда в результате увиденной рекламе он отправляет SMS-сообщение на короткий номер мобильного оператора. В таком случае в ответ потребитель получает SMS-сообщение с информацией от рекламодателя.

SMS-информирование – подвид SMS-маркетинга, при котором подписчикам отправляются сообщения информационного характера (уведомления, оповещения и т.д.), а прямой рекламы товаров и услуг не происходит. SMS-информирование используется во многих сферах бизнеса, например, в банках, чтобы сообщать клиентам о пополнении баланса (SMS-банкинг), в такси, чтобы оповещать о прибытии транспорта, в интернет-магазинах, чтобы сообщать клиентам статус заказа. В отличие от SMS-рекламы, SMS-информирование исключает рассылку спама.

Суть промо-акции SMS-маркетинга состоит в том, что владельцу сотового телефона предлагается прислать SMS на указанный номер. Устроители таких акций утверждают, что абоненты сотовой связи очень охотно общаются с производителями посредством SMS. Провайдеры мобильной связи начали повсеместно предоставлять своим абонентам возможность отправки коротких текстовых сообщений только в 2000 г., несмотря на то, что такая технология существовала с начала 1990-x гг.

К настоящему моменту сам факт популярности этого сервиса не вызывает сомнений: в США это уже настолько популярно, что утвердился специальный глагол «to text». Наиболее примечательны акции внешне некоммерческого характера. Так, компания McDonalds проводит совместно с МТС благотворительную акцию: посетителям ресторанов McDonalds, которые являются абонентами МТС, предлагается отправить SMS на определенный номер, и с их счета спишется сумма на благотворительные цели. Акция рекламируется посредством листовок на подносах и на сайте компании.

Мобильные операторы на Украине ограничивают push-кампании внешних рекламодателей на телефоны своих абонентов, поскольку сами активно пользуются SMS-рассылками для рекламы своих услуг. Массовые SMS-рассылки без предыдущей регистрации абонентов, по мнению мобильных операторов, будут раздражать абонентов и снижать эффективность этого маркетингового инструмента. Потому на данный момент, рекламодатель для осуществления SMS-рассылки по базе потребителей на их мобильные телефоны должен получить разрешение на такую рассылку у оператора. Хотя есть пути осуществить SMS-рассылку и без разрешения мобильного оператора, через SMS-шлюзы других компаний. Из-за такой политики операторов подавляющее большинство рекламных SMS-акций на Украине являются pull-кампаниями. Хотя с начала 2007 года ситуация начала изменяться, когда вслед за оператором Киевстар, оператор МТС ввел политику коммерческих SMS-рассылок. Таким образом, сейчас на рынке есть ряд компаний, которые имеют соответствующее специальное обеспечение, соглашения с операторами мобильной связи и могут осуществлять массовые SMS-рассылки рекламного характера.

Основные преимущества SMS-маркетинга таковы:

  • интерактивность: практически мгновенный отклик на проводимые акции;
  • доступность: мобильный телефон позволяет потребителю принять участие в акции, затрачивая минимальные усилия;
  • широкий охват аудитории: все пользователи мобильных телефонов;
  • избирательность: предполагается, что нужные люди предоставляют исследователям нужную информацию в нужное (согласованное) время. Информация при этом не рассматривается абонентами как спам;
  • высокий уровень отклика.

 

Эффективность SMS-маркетинга сравнительно высока не только потому, что SMS — это новое современное средство медиа, но и потому, что такая форма взаимодействия более персонифицирована по своему характеру: все, что адресовано абоненту и написано на экране личного телефона, он воспринимает как очень личное и, вполне вероятно, перешлет такое сообщение своим друзьям. Такие коммуникации весьма удобны для «стеснительных клиентов», к тому же становится возможным в автоматическом режиме воспроизвести и проанализировать историю взаимоотношений с клиентом, характер его реакции на другие запросы, по другим темам.

Немаловажно, что стоимость обработки SMS-сообщения весьма низкая, что значимо для маркетинга дешевых товаров. К тому же сервис способен работать круглосуточно, без выходных дней.