Синергизм

Синергизм, эффект синергизма (synergy) — дополнительные экономические преимущества, которые образуются при успешном объединении предприятий (их слиянии и поглощении). Эти экономические преимущества формируются за счет более эффективного использования их общего финансового потенциала, взаимодополнения технологий и выпускаемой продукции, возможностей снижения уровня их текущих затрат и других аналогичных факторов (образно эффект синергизма можно охарактеризовать известной формулой: «2 + 2 = 5»).

Эффект синергизма может быть использован при прогнозировании потенциальной прибыли или рыночной стоимости совокупных активов, намечаемых к объединению предприятий, при реорганизационных формах санации и в ряде других случаев.

Синергизм в деятельности отдельных стратегических хозяйственных единиц предполагает поиск ресурсов и возможностей, дополняющих и укрепляющих их усилия с целью добиться больших результатов, по сравнению со случаем, когда они действуют автономно.

В маркетинге потенциальный синергизм определяется возможностями использования общих торговых марок, долевым участием в проведении НИОКР, одновременным созданием систем товародвижения и логистики, одновременным проведением рекламных кампаний и др. При проведении рекламной кампании синергизм означает одновременное использование различных рекламных средств. Синергизм позволяет организациям ускорить внедрение новых продуктов, добиться увеличения объема продаж, сокращения издержек и затрат на управление.

В экономической литературе применительно к рыночной экономике выделяют несколько основных типов синергизма.

Инвестиционный синергизм — проявляется при совместном использовании краткосрочных и долгосрочных кредитов, производственных площадей, НИОКР, общей технологической и инструментальной базы и т.п.

Синергизм продаж — продавцы объединяются и используют для продажи различных товаров одни и те же каналы распределения, склады, транспорт, персонал, рекламу и т.п.

Оперативный синергизм — позволяет более эффективно использовать основные средства и персонал: совместное обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа, распределение накладных расходов и т.п.

Синергизм менеджмента. Растущие компании, как правило, испытывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма. Этот эффект увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения. Если же проблемы новые и неизвестные, а менеджер не имеет опыта их разрешения, то существует угроза отрицательного эффекта от принятия решений некомпетентного руководства.

Таким образом, синергизм менеджмента, как и синергизм других типов, может быть как положительным, так и отрицательным. Грамотный менеджер, обладая системными знаниями об организации, может существенно улучшить ее результирующие показатели, неграмотный — напротив.

Станет ли потенциальный синергизм фирмы действительным зависит от того, как будет осуществляться управление производством. Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей. Все целевые синергетические эффекты можно описать тремя переменными:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *