Закон Додда-Фрэнка

Закон Додда-Фрэнка (Dodd-Frank Act) — закон о реформировании финансового сектора, принятый Конгрессом США в июле 2010 г. с целью предупреждения кризисов и повышения уровня финансовой стабильности. Основные положения Закона касаются расширения полномочий и повышения ответственности ФРС США, централизации надзора, унификации финансового регулирования, усиления мониторинга системных рисков и создания механизмов их преодоления, улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг, определения более жестких требований к капиталу и ликвидности банков, а также перенос потенциальных потерь от кризисов с налогоплательщиков на участников рынка.

С целью мониторинга и предотвращения системных рисков создан Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council, FSOC), который призван сосредоточить свою деятельность на выявлении, мониторинге и решении проблем, связанных с системными рисками, которые возникают вследствие деятельности крупных финансовых учреждений, а также с их продуктами и услугами, которые способствуют распространению финансовых рисков. Совет уполномочен разрабатывать рекомендации для всех регуляторов, в т.ч. и для ФРС, относительно требований к капиталу, ликвидности, левериджа, управления рисками, а также правила поведения крупных финансовых корпораций на финансовом рынке. Совет также имеет право потребовать от небанковских финансовых учреждений, которые несут системную угрозу, соблюдать установленные требования; требовать от финансовых компаний выделить часть активов (разделиться) в случае, если они составляют системную угрозу финансовой стабильности в США; определять системно важные клиринговые, платежные и расчетные системы, надзор за которыми должна осуществлять ФРС, а также не позволять крупным банковским холдинговым корпорациям, которые получили средства через государственную программу выкупа проблемных активов, избежать жесткого надзора через продажу/ликвидацию банков.

Высокий статус этого органа подчеркивает, что Совет возглавляет министр финансов США, а в ее состав входят 9 экспертов-представителей федеральных регулирующих органов США. Кроме того, в составе Казначейства США создан новый Офис по финансовым исследованиям, в состав которого входят профильные эксперты. Деятельность этого Офиса призвана содействовать работе Совета и связана со сбором и регулярным обнародованием информации о рисках путем периодических отчетов и ежегодных обращений в Конгресс.

Для защиты потребителей финансовых и банковских услуг в составе ФРС США создан новый независимый орган надзора — Бюро финансовой защиты потребителей (Consumer Financial Protection Bureau, CFPB), задача которого состоит в защите потребителей от недобросовестных продуктов и практик, а также в предоставлении потребителям полной информации о финансовых организациях и их услугах. Бюро наделено правом контролировать деятельность банков и кредитных союзов с активами более 10 млрд. долл. США, а также других крупных небанковских учреждений, в частности, связанных с ипотечным бизнесом. Для обеспечения своей деятельности Бюро отвечает за надзор за рынком финансовых услуг перед потребителями, вправе разрабатывать собственные инструкции и требования по защите прав потребителей финансовых услуг, предоставляемых как для банков, так и для небанковских финансовых учреждений, создает Офис финансовой грамотности и бесплатную «горячую линию», а также обязано сотрудничать с другими банковскими регуляторами. Бюджет Бюро формируется за счет средств ФРС.

Принципиальное значение имеет то, что в Законе Додда-Фрэнка впервые в мировой практике разработан специальный правовой механизм «вывода с рынка» («упорядоченной ликвидации» — Orderly Liquidation) крупных системно важных финансовых корпораций, которые еще называют «слишком большие для того, чтобы обанкротиться» с учетом минимизации потерь и без угроз возникновения нового кризиса или финансовой нестабильности. Реализация этого механизма путем разработки планов ликвидации (закрытия) таких учреждений возложена на Федеральную корпорацию страхования депозитов и предусматривает компенсацию расходов за счет участников рынка, а не за счет налогоплательщиков.

В соответствии с положениями Закона Совет по надзору за финансовой стабильностью будет проводить мониторинг системного риска и рекомендовать ФРС меры по введению более жестких требований к капиталу, ликвидности и управлению рисками, а также в соответствии с «правилом Волкера» будет контролировать ограничения на запрет банкам, их филиалам и банковским холдингам и небанковским учреждениям, надзор за которыми осуществляет ФРС, за собственные средства покупать/продавать акции, инвестировать или финансировать хедж-фонды и фонды частных инвестиций. «Правило Волкера» предусматривает ограничение возможностей банков относительно проведения торговых операций на рынке за собственные средства в сумме, не превышающей 3% от их капитала первого уровня, а также владеть не более чем 3% капитала хедж-фондов и фондов частных инвестиций.

С целью предотвращения финансовой нестабильности крупные финансовые компании со сложной организацией обязаны периодически предоставлять Совету по надзору за финансовой стабильностью планы собственной упорядоченной ликвидации (так называемые «планы захоронения») в случае возникновения соответствующей ситуации. Такие планы помогут регуляторам лучше понимать структуру компаний и способствовать их относительно безболезненному выходу с рынка в случае банкротства или ликвидации. Кроме того, планы ликвидации создают механизм, с помощью которого Федеральная корпорация страхования депозитов закрывает системно важные финансовые учреждения. Решение о неплатежеспособности таких компаний принимается совместно ФРС, Федеральной корпорацией страхования депозитов и Министерством финансов в течение суток.

Для обеспечения «упорядоченного» вывода проблемных финансовых учреждений с рынка создается специальный фонд в сумме 50 млрд. долл. США, средства которого будут использованы в процессе ликвидации проблемных учреждений. В случае, если нужная сумма превысит 50 млрд. долл., дополнительные средства имеет право предоставить ФРС как «последний кредитор в критической ситуации». После завершения процедуры ликвидации финансовой компании средства, предоставленные ФРС, и расходы из специального фонда должны быть возмещены в первоочередном порядке.

Принятый Закон Додда-Фрэнка также четко разграничивает сферы компетенции регуляторов, упрощает банковский надзор, повышает уровень согласованности принимаемых решений и подотчетности. Согласно новой схеме регулирования:

  • Федеральная корпорация страхования депозитов регулирует деятельность банков, функционирующих в отдельных штатах, сберегательных касс, банковских холдинговых компаний с активами до 50 млрд. долл. США;
  • Офис валютного контролера (The Office of the Comptroller of the Currency, OCC) регулирует деятельность общенациональных банков и федеральных сберегательных касс с активами до 50 млрд. долл. США;
  • ФРС регулирует деятельность банков и банковских холдинговых компаний с активами более 50 млрд. долл. США.

В связи с принятием Закона Додда-Фрэнка существенно расширились полномочия и возросла ответственность ФРС, особенно в части мониторинга системных рисков и обеспечения финансовой стабильности. Вместе с тем повысился и уровень прозрачности ее деятельности. Отныне правительственное агентство по отчетности имеет право аудита любых случаев кредитования в чрезвычайном режиме, который будет проводить ФРС. Совет управляющих ФРС официально обязан определять, измерять, осуществлять мониторинг и устранять угрозы финансовой стабильности в США. С целью усиления руководства создана должность вице-председателя ФРС по вопросам надзора, который назначается на должность Президентом и каждые полгода отчитывается перед Конгрессом, а его основные функции заключаются в разработке рекомендаций Совету по надзору и регулированию. Надзорные функции ФРС теперь будет выполнять не непосредственно, а через федеральные резервные банки. И ни одна компания, ее дочерняя или аффилированная компания, за деятельностью которой осуществляет надзор ФРС, не будет иметь права голосовать за директоров федеральных резервных банков.

Закон Додда-Фрэнка также предусматривает существенное совершенствование регулирования внебиржевого рынка производных ценных бумаг путем ведения их торговли в централизованных клиринговых системах или на биржах. Хедж-фонды, в управлении которых находятся активы более 100 млн. долл. США, обязаны регистрироваться в Комиссии по ценным бумагам и раскрывать свои финансовые данные для целей мониторинга системного риска и защиты прав инвесторов. Таким образом с рынка устраняется часть нерегулируемой, так называемой «теневой» финансовой системы.

При Комиссии по ценным бумагам США создан Офис кредитных рейтинговых агентств, который обязан контролировать деятельность рынка рейтинговых услуг, и в случае необходимости имеет право отозвать регистрацию рейтинговой организации.

Компании, которые эмитируют секьюритизированные ценные бумаги вроде ценных бумаг под залог ипотечных кредитов, теперь обязаны оставлять на своих балансах часть рисков (до 5% от кредитного риска), если базовые кредиты не соответствуют стандартам безрисковости. Одновременно от эмитентов требуется раскрывать больше информации о базовых активах и анализировать их качество.

Заслуживает также внимания ряд новаций по выплатам руководству компаний и совершенствованию корпоративного управления. Новый Закон предоставляет акционерам право участвовать в определении уровня оплаты труда менеджеров, расширяет их права в назначении директоров, обеспечивает независимость деятельности комитетов по вопросам компенсаций, обязывает акционерные компании вводить политику, согласно которой доплаты менеджерам могут быть отозваны в случае, если они основывались на ненадлежащей или неточной финансовой отчетности. Эти меры рассматриваются как средство решения проблемы чрезмерных выплат руководству компаний, а также как механизм стимулирования менеджмента к обеспечению долгосрочного роста и стабильности компании.

Таким образом, идеология Закона Додда-Фрэнка заключается в концентрации внимания на управлении системным риском на основе централизации надзора, четкого разграничения полномочий, повышения роли и ответственности ФРС. Практически новый Закон заменил Закон Гласса-Стигалла (1933) и, несмотря на критику многих финансистов, в частности А. Гринспена, будет важным не только для США, но и для всего мирового финансового сообщества и обязательно найдет отражение в реформах в других странах и на уровне международных организаций. Наиболее полезными для многих стран, в т.ч. и для Украины, могут быть положения, касающиеся необходимости регулирования системного риска, внедрения более жестких требований к капиталу и ликвидности, перенос ответственности за риск на участников рынка, введение унифицированных требований и механизмов регулирования и надзора для банков и небанковских финансовых учреждений, а также расширение возможностей глобального сотрудничества в сфере регулирования.

(См. Государственное регулирование банковской деятельности, Государственное регулирование рынка финансовых услуг).