Закон спроса

Закон спроса является одним из самых фундаментальных понятий в экономике. Совместно с законом предложения он позволяет объяснить то, как рыночная экономика распределяет ресурсы и определяет цены на товары и услуги, которые мы наблюдаем в повседневной жизни.

Закон спроса: понятие и определение

Давайте для начала разберемся с основными компонентами, которые помогут нам в последствии дать определение такому понятию как «закон спроса». Итак:

  • Спрос (D — demand) — это количество товаров или услуг, которое потребители хотят и в состоянии приобрести по определенной цене за определенный период времени в конкретном месте (на конкретном рынке).
  • Величина спроса (Qd) — это конкретное количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в данное время по данной цене.
  • Цена спроса (P — price) — это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за единицу товара.

Закон спроса (law of demand) гласит, что величина спроса при прочих равных условиях увеличивается по мере снижения цены и, наоборот, уменьшается по мере увеличения цены товара, то есть между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость.

Закон спроса был задокументирован еще в далеком 1892 году экономистом Альфредом Маршаллом. В последствии, в результате многочисленных экономических наблюдений, другие экономисты пришли к признанию действительности данного закона в большинстве ситуаций и по отношению к большинству товаров. Исключение составляют только товары Гиффена и товары Веблена.

Обоснование закона спроса

Обоснованием закона спроса зачастую выступают следующие аргументы:

  • Эмпирические наблюдения. Высокая цена выступает в роли барьера для покупателей, в результате они либо отказываются от покупок данного товара, либо покупают его в меньшем количестве. При снижении цены происходит обратная картина. Ярким примером действия закона спроса являются предпраздничные скидки, предлагаемые розничными и интернет-магазинами («черная пятница», рождественские и предновогодние скидки и т.п.). Так, по словам некоторых торговцев, в этот период их оборот увеличивается в 5-10 раз по сравнению со среднедневными объемами продаж.
  • Закон убывающей предельной полезности. Суть этого закона заключается в том, что потребитель получает меньше полезности от каждой последующей единицы товара, поэтому потребители приобретают дополнительные единицы товара только при условии, что цена его снижается.
  • Эффект дохода. Суть эффекта дохода заключается в том, что по более низкой цене потребитель может купить большее количество данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров (при стабильном уровне дохода). Поэтому получается, что при снижении цены товара увеличивается покупательная способность потребителя и он может купить большее количество данного продукта, чем прежде. При увеличении цены наблюдается противоположный эффект.
  • Эффект замещения. При стабильном уровне дохода более низкая цена стимулирует потребителя заменить дорогие товары аналогичными товарами, которые относительно подешевели.

Графическим изображением действия закона спроса является кривая спроса.

Графическое изображение действия закона спроса
Графическое изображение действия закона спроса

Кривая спроса представляет собой график с отрицательным углом наклона. Изменение величины спроса на графике выглядит как движение вдоль линии спроса. При цене товара P1 потребители готовы купить этот товар в количестве Q1. Но при снижении цены с P1 до P2 потребители готовы приобрести больший объем данного товара (Q2).

Допущения

Закон спроса — это теоретический закон, который отражает зависимость спроса на товар только от его цены. Поэтому в его определении и указывается «при прочих равных условиях», т.е. делается допущение, что на величину спроса не оказывают влияние:

  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • доходы покупателей;
  • ожидания потребителей;
  • количество покупателей;
  • товары-заменители;
  • прочие факторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *