Рыночные отношения

Рыночные отношения (market relations) – общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Рыночные отношения возникли несколько тысячелетий назад в результате общественного разделения труда и экономического обособления производителей. Внешне проявляются как взаимодействие владельцев товаров, в ходе которого происходит свободный, т.е. равноправный обмен товарами – продуктами, произведенными для продажи.

Чтобы стать товаром, продукт должен иметь:

  1. потребительную стоимость (полезность) для покупателя, т.е. быть способным удовлетворять некоторую его потребность. Поэтому не каждый продукт, произведенный для продажи, превращается в реальный товар: продукты, на которые отсутствует спрос на рынке, товарами, строго говоря, не являются;
  2. обладать меновой стоимостью, т.е. приравниваться в определенных пропорциях к другим товарам (х товара А =  у товара Б = …).

По поводу материальной основы этого равенства существуют различные точки зрения. Сторонники марксистского направления в политической экономии, генетически связанного с классической школой, видными представителями которой являлись английские экономисты Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823), полагают, что в его основе лежат общественные издержки производства, образующие стоимость (ценность) товара. Они считают поэтому, что, приравнивая свои товары, производители фактически сравнивают общественные издержки производства, которые требуются для производства каждого из обмениваемых товаров. Наиболее последовательно трудовая теория стоимости изложена в исследовании К. Маркса (1818–1883) «Капитал».

Согласно другой точке зрения, возникшей во 2-й пол. XIX в. и получившей название теории предельной полезности (см. Маржинализм), стоимость (ценность) товара есть прежде всего категория обмена, поскольку именно в процессе обмена и определяется действительная ценность товара. Чем больше произведено каждого товара, тем, ниже при прочих равных условиях, будет его ценность. Таким образом, ценность вещи измеряется величиной ее предельной полезности, т.е. полезности, которую представляет для человека последний экземпляр данного товара.

Однако более распространенной трактовкой ценности и цен является точка зрения неоклассической теории (школы), родоначальником которой считается английский экономист А. Маршалл (1842–1924). В его трудах стоимость и цена выступают как результат взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне предложения (учитываются издержки производства), так и на стороне спроса (учитывается предельная полезность товара).

Товарные отношения предполагают наличие денег. Различные экономические школы по-разному трактуют причины их возникновения. Выделение денег из мира товаров как особенного товара явилось результатом хозяйственной деятельности людей. Деньги выполняют несколько функций, в т.ч. функции меры стоимости, средства обмена, средства накопления и средства платежа. На определенной стадии они осуществляли также функцию мировых денег.

Современные деньги представляют собой абсолютно ликвидное, признаваемое всеми средство обмена, при этом устойчивость денежного обращения определяется количеством денег в обращении. Превышение количества денег над экономически допустимым при неизменной скорости их обращения ведет к росту цен, что является одной из причин инфляции.

Современное денежное обращение характеризуется также тем, что некоторые национальные денежные единицы (доллар США, японская иена и некоторые другие) выполняют роль резервных валют, т.е. имеют хождение вне национальных границ. В международных расчетах с 1979 г. применялась европейская валютная единица ЭКЮ стран Европейского союза, замененная в 1999 евро.

Возникновение товарно-денежных отношений – важнейший шаг в истории человечества, существенно повысивший эффективность экономики, поскольку ни натуральное хозяйство, ни бартерный (прямой, безденежный) обмен не могут обеспечить быстрого роста производительности общественного труда. Практика доказала, что рыночные отношения позволяют добиваться высокой эффективности общественного производства, хотя в отдельных сферах требуется их законодательное ограничение или регулирование в целях разрешения внутренне присущих им противоречий. Необходимость нахождения оптимального сочетания свободы частного предпринимательства и государственного регулирования является практически общепризнанной.

Во 2-й пол. ХХ в. сфера рыночных отношений значительно расширилась. Миллиарды людей в развивающихся странах, а также в бывших социалистических государствах стали играть более активную роль в хозяйственной жизни своих стран и всего мира. Наблюдается рост внутренних, национальных рынков. Создаются национальные финансово-банковские структуры. Устойчивыми темпами растет объем мировой торговли, доля которой в мировом ВВП имеет тенденцию к повышению. Возрастает значение транснациональных корпораций и банков в мировой экономике. Углубление взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик в конце ХХ в. обрело глобальный характер с одновременным проходящим процессом создания и укрепления национальных экономик. Однако, как свидетельствует опыт, переустройство национальной экономики на рыночных принципах представляет собой длительный и достаточно болезненный процесс. Это хорошо видно на примере отечественной экономики. Старая система управления и организации хозяйственной жизни в 1-й половине 90-х гг. была разрушена.