Монопсония

Монопсония (греч. monos – один, opsoneo – приобретаю) – ситуация, когда на рынке хозяйствующий субъект полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или услугу), являясь единственно возможным его покупателем.

Понятие монопсония, таким образом, находится в своеобразной симметрии к понятию монополия. Способность фирмы-покупателя, занимающего положение монопсониста, влиять на цену товара называется монопсонической властью. Обычно ввиду большого объема закупок (например, комплектующих изделий для массового производства, больших партий сырья) крупное предприятие, имеющее на рынке монопсоническую власть, добивается для себя более низких цен, чем цены, которые пришлось бы платить мелким потребителям, подталкивая тем самым цену к уровню предельных издержек производства данного товара.

Чаще всего в роли монопсониста выступает государство, в массовом порядке осуществляющее закупки (конкурсы, тендеры и т.п.) для своих ведомств и организаций.

Монопсония, как правило, складывается на рынке факторов производства. Если в некотором регионе имеется только одна овощная база, то она станет единственным покупателем овощей и фруктов, предназначенных для продажи населению в период до сбора нового урожая. Но до продажи населению эти потребительские блага являются средством производства, из которого овощная база изготовит свою продукцию – те же или переработанные блага, продаваемые через некоторое время.

На рынке труда монопсония возникает, когда большому числу неорганизованных рабочих противостоит единственный наниматель в виде фирмы или союза предпринимателей. Монопсония на рынке труда возникает при следующих условиях:

  • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
  • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
  • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т.п.);
  • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма-наниматель труда.