Картель

Картель (англ. cartel от ст.-ит. carta – документ) – соглашение (обычно в условиях олигополии) между конкурирующими предприятиями о совместной политике в области цен и объемов производства и продаж для ограничения конкуренции.

В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, наем рабочих.

Картель действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Картель — форма экономического объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность.

Как правило, действия картелей направлены на повышение цен, для чего обычно уменьшаются объемы, т.е. предложение товаров и услуг. В некоторых случаях участники картеля в целях совместного завоевания рынков идут на согласованное снижение цен, подавляя этим внешних конкурентов. Картельное ценообразование сильно зависит от эластичности спроса: чем она ниже, тем больше шансов на успех политики картеля.

Картельные соглашения преследуют также цель раздела рынка сбыта однородного товара между олигополистами (в обусловленной соглашением пропорции, по территориальному принципу и т.д.).

Некоторые картели создают специальные финансовые фонды, в случаях нарушения картельных соглашений штрафуют участников, не выполняющих свои обязательства, отбирают у них выданные лицензии и квоты.

Виды картелей:

  • Картель на условиях хозяйственных договоров — договорные отношения распространяются на определенные условия заключения хозяйственных договоров и торговых операций (условия поставок, расчетов, кредитования, гарантии и т.д.). Основное внимание в соглашениях акцентируется, как правило, на сфере расходов, на транспортировке и упаковке продукции, торговых и других скидках.
  • Картели по ценам, Картели с единой ценой продажи (сбыта) — соглашением устанавливается единая цена продажи изделий, выпускаемых участниками картеля. Цель — устранение конкуренции на рынке, снижение потерь предприятий с высокой себестоимостью или ограничение прибыли других компаний. При избытке производственных мощностей применяется квотирование выпуска продукции.
  • Картель с минимальной ценой продажи (сбыта) — соглашение предусматривает устранение ценовой конкуренции между производителями подобной продукции путем установления минимальной цены, ниже которой продавать изделие данного класса нельзя. Допускается только повышение цены, а также конкуренция в сфере рекламы, сервиса, «борьба» за потребителя.
  • Международный картель — соглашение (союз) монополий разных стран о разделе рынков сбыта, об установлении монопольных цен, использовании патентов и др., чаще всего в рамках одной отрасли. Например, ОПЕК — нефтяной картель.
  • Субмиссивный картель — создается для устранения конкуренции между производителями, вызванной государственными или общественными заказами, которые предлагаются на конкурсной основе. Соглашением запрещается принимать заказы ниже согласованной членами картеля цены.
  • Картель по распределению прибыли — предполагает более жесткие договорные отношения, чем картель с согласованием цен. Регулируются не только цены и квоты производства, но и прибыль отдельных предприятий.
  • Картель по защите товарного знака (марки) — создается производителями товаров с целью обеспечения продаж изделий определенной торговой марки по установленной цене. Если предприятие торговли продает товар ниже договорной цены, все члены картеля прекращают ему поставки.
  • Картель с целью получения торговых или иных скидок — предприятия объединяются для получения скидок, связанных с оптовой закупкой и сбытом продукции в больших объемах.
  • Производственный картель — создается для рационализации в сфере производства: нормализации размеров, формы, качества деталей, полуфабрикатов, типизации конечных изделий и т.д.
  • Специализированный картель — предприятия-производители товаров (услуг), специализирующиеся на выпуске изделий определенного класса или типоразмера. Цель — устранение конкуренции между товаропроизводителями в пределах их специализации. Создаются в отраслях электротехнической промышленности и машиностроения.
  • Квотовый картель — выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться только такое количество продукции, которая может быть реализована по завышенным единым ценам. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот наказывается штрафом, определенным картельным соглашением. Однако, поскольку превышение квот часто остается незамеченным, квотовый картель в конце концов трансформируется или вливается в синдикат.
  • Картель по использованию патентов — создается для совместного использования и обмена патентами, новаторскими предложениями и получения на этой основе хозяйственно-экономической выгоды.
  • Картель по распределению заказов и регулированию производственных мощностей — играет большую роль в условиях кризиса производства. Служит для распределения заказов между производителями в условиях падения спроса с целью недопущения перепроизводства и снижения цен. Могут также ограничиваться производственные мощности предприятий-членов картеля.
  • Картель по сбыту продукции — наиболее жесткая и развитая форма картеля. С целью соблюдения членами картеля договорных цен и производственных квот создается централизованная контора по сбыту (приобретению) товаров.
  • Региональный картель — соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
  • Экспортный картель — соглашение об условиях сбыта продукции на зарубежных рынках.
  • Импортный картель — соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм-экспортеров.

Картели, легально действовавшие с конца XIX в. вплоть до 2-й мировой войны, позднее были запрещены антимонопольным и антитрестовским законодательством в большинстве стран и действуют теперь в рамках законов о картелях. Ряд правительств поддерживает картельные формы при экспортных операциях (например, в США действует закон Уэбба–Померена, делающий исключение из антимонопольного законодательства и запрещающий преследование ассоциаций, создаваемых американскими экспортерами, чтобы «на равных» конкурировать с иностранными картельными объединениями). Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) представляет собой квотовый картель.

Картели могут преследовать совершенно разные цели. Некоторые из них создаются с намерением достичь монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи — чтобы выйти из кризиса и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.