Микроэкономика

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и проблемы эффективности производства отдельных благ (еще один раздел – макроэкономика).

Микроэкономика исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов (производителей, потребителей, собственников факторов производства, инвесторов и т.п.), основанный на конкурентном рыночном ценообразовании.

Обособление современной микроэкономики как относительно самостоятельного раздела экономической науки связывают с именем А. Маршалла (1842–1924). Его работа «Принципы политической экономии» (1890) – одна из первых фундаментальных работ по экономической проблематике – относится к микроэкономике.

Кроме А. Маршалла в формирование современной микроэкономики значительный вклад внесли труды таких ученых, как А. Курно (1801–1877), У. Джевонс (1835–1882), К. Менгер (1840–1921), Ф. фон Визер (1851–1926), К. Викселль (1851–1926), Дж.Б. Кларк (1847–1938), Джоан Робинсон (1903–1983), Р. Коуз (1910-2013), А. Оукен (1929–1979), А. Филлипс и др.

К основным проблемам микроэкономики принято относить:

  • объемы выпуска, распределения и потребления конкретной продукции и услуг;
  • состояние отдельных рынков;
  • принципы принятия решений хозяйствующими субъектами, реализация ими тех или иных экономических действий;
  • выбор между возможными альтернативами в условиях ограниченного количества имеющихся материальных благ.

С точки зрения микроэкономики каждый субъект экономической деятельности решает следующие вопросы: что, как, для кого и в каком количестве производить, а также какой объем ресурсов распределить для текущего потребления и что оставить на будущее, т.е. направить в сбережения и инвестиции.

В современной науке выделяется четыре направления исследований.

Во-первых, это анализ закономерностей образования потребительского спроса. Доминирующей концепцией в этом разделе является теория о предельной полезности.

Во-вторых, наблюдаются отдельные организации в конкретных рыночных условиях.

В-третьих, исследуются взаимоотношения спроса и предложения. При этом внимание уделяется, в частности, формам рынков – с совершенной или несовершенной конкуренцией.

В-четвертых, изучаются рынки и проблемы ценообразования. В рамках этих исследований создаются теории распределения.

Составные части (разделы) микроэкономики:

  • теория потребительского поведения и рыночного спроса;
  • теория производства и затрат (издержек);
  • теория фирмы;
  • теория несовершенной конкуренции;
  • проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

В современных учебных курсах микроэкономики рассматриваются также проблемы общественных благ, внешних эффектов, права, информации, экономической теории благосостояния и прочие.

Помимо теоретической микроэкономики, существует также ряд прикладных дисциплин, тесно с ней связанных. Это теории входа и выхода организаций на рынок, экономика труда и занятости, теории инноваций и товарных знаков, государственная экономика и другие.