Экономические потребности

Экономические потребности (wants) – желание получить определенные товары и услуги, выражаемое на рынке в платежеспособном спросе. Необходимость удовлетворения экономических потребностей является первопричиной всех видов экономической деятельности.

Экономические потребности — внутренние экономические мотивы развития потребления и производства. Экономические потребности представляют собой часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного воспроизводства. Экономические потребности основываются на социальных, интеллектуальных, физических и других потребностях.

Свойства экономических потребностей – измеримость, возможность деления на дозы, уменьшение по мере насыщения. После момента, когда экономическая потребность в каком-либо благе оказывается равной нулю, оно может даже нанести вред пользователю. Обычно экономическая потребность не удовлетворяется до конца (последняя доза экономического блага называется маржинальной).

Экономические потребности делят на личные и производственные; их удовлетворение, соответственно, выступает в форме личного и производственного потребления.

Личные экономические потребности учитываются при выработке рациональных норм потребления (в частности, норм питания, исходящих из данных медицинской науки, норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимого минимума жилой площади и т.п.).

Производственные экономические потребности находят выражение в спросе на материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, рабочую силу.

Экономические потребности отдельных производственных звеньев (например, предприятий) определяются из их планов, но возможности удовлетворения экономических потребностей, в свою очередь, влияют на содержание самих планов.  Производственные экономические потребности в масштабе народного хозяйства выявляются методом межотраслевого баланса.

Характерная черта экономических потребностей – возможность их насыщения: существенное сокращение или даже прекращение спроса на многие блага (при данном уровне доходов и цен, а также накопленных запасов таких благ) по мере роста объема их предложения. Фактор насыщения спроса учитывают при планировании и прогнозировании роста благосостояния, производства товаров народного потребления, в маркетинге.

Различают насыщение платежеспособного спроса и насыщение экономических потребностей в том или ином благе (satiation). Если потребление данного блага перестает увеличиваться при любом увеличении дохода (или любом снижении цен), говорят о насыщении экономических потребностей в нем. Достигнутый уровень его потребления – предельный.

Выявляя в результате маркетинговых исследований неявные экономические потребности индивидов, фирма может превратить их в осознанные экономические потребности (wants creation) при помощи активного маркетинга и выйти на рынок с предложением нового блага.

Экономические потребности — это потребности в экономических благах. Удовлетворение экономических потребностей выступает внутренним побудительным мотивом производства, распределения, обмена и потребления в рамках определенной системы социально-экономических отношений.

Экономические потребности являются структурной подсистемой всего комплекса потребностей общества. Поэтому уровень их развития и степень удовлетворения зависят от развития других подсистем, культурных, духовных, моральных потребностей общества.

Носителями экономических благ являются разнообразнейшие вещественные товары и услуги. Среди них различают:

  • потребительские блага, предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей, и производственные блага, предназначенные для создания потребительских благ;
  • материальные блага (продукты сферы материального производства) и нематериальные блага (создаются в сфере нематериального производства);
  • настоящие блага (находятся в непосредственном пользовании экономических субъектов) и будущие блага (те, которыми экономические субъекты смогут воспользоваться в будущем) и т.п.

Всестороннее комплексное изучение системы экономических потребностей вызывает необходимость их классификации по таким критериям:

  1. По характеру возникновения:
    • первичные (базисные), связанные с существованием человека: пища, одежда, безопасность, жилье и т.п.;
    • вторичные, возникновение и изменение которых обусловлены развитием цивилизации: модная одежда, комфортное жилье, информация и др.
  2. По средствам удовлетворения:
    • материальные (потребности в материальных благах);
    • нематериальные (духовные потребности).
  3. По насущности удовлетворения:
    • первоочередные (предметы первой необходимости);
    • второстепенные (предметы роскоши).
  4. По возможностям удовлетворения:
    • насыщаемые (имеют предел, возможность полного удовлетворения);
    • ненасыщаемые (не могут быть удовлетворены полностью, не имеют границ насыщения).
  5. В зависимости от участия в воспроизведенном процессе:
    • производственные (потребности в экономических ресурсах);
    • непроизводственные (потребности в потребительских благах).
  6. По субъектам проявления:
    • личные (возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности индивида);
    • коллективные, групповые (потребности группы людей, коллектива);
    • общественные (потребности функционирования и развития общества в целом).
  7. По количественной определенности и мере реализации:
    • абсолютные (перспективные потребности, носящие абстрактный характер и являющиеся ориентиром экономического развития);
    • действительные (формируются в зависимости от достигнутого уровня производства и являются общественной нормой для определенного периода);
    • платежеспособные (определяются платежеспособным спросом);
    • фактические (удовлетворяются имеющимися экономическими благами).

Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся. Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации.