Экономические потребности (wants) – желание получить определенные товары и услуги, выражаемое на рынке в платежеспособном спросе. Необходимость удовлетворения экономических потребностей является первопричиной всех видов экономической деятельности.
Экономические потребности — внутренние экономические мотивы развития потребления и производства. Экономические потребности представляют собой часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного воспроизводства. Экономические потребности основываются на социальных, интеллектуальных, физических и других потребностях.
Свойства экономических потребностей – измеримость, возможность деления на дозы, уменьшение по мере насыщения. После момента, когда экономическая потребность в каком-либо благе оказывается равной нулю, оно может даже нанести вред пользователю. Обычно экономическая потребность не удовлетворяется до конца (последняя доза экономического блага называется маржинальной).
Экономические потребности делят на личные и производственные; их удовлетворение, соответственно, выступает в форме личного и производственного потребления.
Личные экономические потребности учитываются при выработке рациональных норм потребления (в частности, норм питания, исходящих из данных медицинской науки, норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимого минимума жилой площади и т.п.).
Производственные экономические потребности находят выражение в спросе на материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, рабочую силу.
Экономические потребности отдельных производственных звеньев (например, предприятий) определяются из их планов, но возможности удовлетворения экономических потребностей, в свою очередь, влияют на содержание самих планов. Производственные экономические потребности в масштабе народного хозяйства выявляются методом межотраслевого баланса.
Характерная черта экономических потребностей – возможность их насыщения: существенное сокращение или даже прекращение спроса на многие блага (при данном уровне доходов и цен, а также накопленных запасов таких благ) по мере роста объема их предложения. Фактор насыщения спроса учитывают при планировании и прогнозировании роста благосостояния, производства товаров народного потребления, в маркетинге.
Различают насыщение платежеспособного спроса и насыщение экономических потребностей в том или ином благе (satiation). Если потребление данного блага перестает увеличиваться при любом увеличении дохода (или любом снижении цен), говорят о насыщении экономических потребностей в нем. Достигнутый уровень его потребления – предельный.
Выявляя в результате маркетинговых исследований неявные экономические потребности индивидов, фирма может превратить их в осознанные экономические потребности (wants creation) при помощи активного маркетинга и выйти на рынок с предложением нового блага.
Экономические потребности — это потребности в экономических благах. Удовлетворение экономических потребностей выступает внутренним побудительным мотивом производства, распределения, обмена и потребления в рамках определенной системы социально-экономических отношений.
Экономические потребности являются структурной подсистемой всего комплекса потребностей общества. Поэтому уровень их развития и степень удовлетворения зависят от развития других подсистем, культурных, духовных, моральных потребностей общества.
Носителями экономических благ являются разнообразнейшие вещественные товары и услуги. Среди них различают:
- потребительские блага, предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей, и производственные блага, предназначенные для создания потребительских благ;
- материальные блага (продукты сферы материального производства) и нематериальные блага (создаются в сфере нематериального производства);
- настоящие блага (находятся в непосредственном пользовании экономических субъектов) и будущие блага (те, которыми экономические субъекты смогут воспользоваться в будущем) и т.п.
Всестороннее комплексное изучение системы экономических потребностей вызывает необходимость их классификации по таким критериям:
- По характеру возникновения:
- первичные (базисные), связанные с существованием человека: пища, одежда, безопасность, жилье и т.п.;
- вторичные, возникновение и изменение которых обусловлены развитием цивилизации: модная одежда, комфортное жилье, информация и др.
- По средствам удовлетворения:
- материальные (потребности в материальных благах);
- нематериальные (духовные потребности).
- По насущности удовлетворения:
- первоочередные (предметы первой необходимости);
- второстепенные (предметы роскоши).
- По возможностям удовлетворения:
- насыщаемые (имеют предел, возможность полного удовлетворения);
- ненасыщаемые (не могут быть удовлетворены полностью, не имеют границ насыщения).
- В зависимости от участия в воспроизведенном процессе:
- производственные (потребности в экономических ресурсах);
- непроизводственные (потребности в потребительских благах).
- По субъектам проявления:
- личные (возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности индивида);
- коллективные, групповые (потребности группы людей, коллектива);
- общественные (потребности функционирования и развития общества в целом).
- По количественной определенности и мере реализации:
- абсолютные (перспективные потребности, носящие абстрактный характер и являющиеся ориентиром экономического развития);
- действительные (формируются в зависимости от достигнутого уровня производства и являются общественной нормой для определенного периода);
- платежеспособные (определяются платежеспособным спросом);
- фактические (удовлетворяются имеющимися экономическими благами).
Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся. Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации.