Клиринговая деятельность

Клиринговая деятельность (clearing) –

  1. деятельность, связанная с взаимозачетом встречных требований и обязательств, возникающих из операций с ценными бумагами, иностранной валютой (валютный клиринг) и другими финансовыми активами, а также при оптимизации межбанковских платежей (банковский клиринг) и при осуществлении безналичных расчетов пластиковыми картами;
  2. один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, заключающийся в определении взаимных обязательств по сделкам на рынке ценных бумаг, их взаимозачету и контролю за синхронным и своевременным исполнением таких сделок.

Клиринговая деятельность (клиринг) — процесс передачи, сверки и, в некоторых случаях, подтверждения платежей перед расчетом, возможно, включающий взаимный зачет платежей и определение конечного расчетного сальдо.

На отечественном фондовом рынке клиринг осуществляется в двух разновидностях: частный и централизованный. В том случае, когда взаимные обязательства учитывают две стороны, обе из которых являются профессиональными торговцами, говорят о частном клиринге. В том случае, когда в определении взаимных обязательств участвует третья сторона, не являющаяся торговцем говорят о централизованном клиринге. Централизованный клиринг может осуществляться только юридическим лицом на основании соответствующей лицензии.

В международной практике различают простой, двухсторонний и многосторонний клиринг. При простом клиринге обязательства устанавливаются для каждого участника. При двухстороннем клиринге обязательства устанавливаются для каждой пары участников, которые совершают сделки друг с другом. Многосторонний клирингнеттинг — суммирует все сделки каждого участника с разными участниками торгов. Наиболее эффективным является многосторонний клиринг. Многосторонний клиринг в свою очередь может существовать в двух формах:

  • без посредника в расчетах;
  • с участием центрального посредника в расчетах.

В клиринге с участием централизованного посредника обязательства профессиональных торговцев регистрируются не относительно друг друга, а относительно самой клиринговой палаты.

Процедура клиринга состоит из трех частей:

  1. сбор исходной информации и ее сверка;
  2. подготовка бухгалтерской документации на основе исходной информации о сделках;
  3. проведение зачета взаимных требований участников рынка по переводу денежных средств и по поставкам ценных бумаг.

В зависимости от периодичности клиринг может быть непрерывным и периодическим. Непрерывный клиринг производится в режиме реального времени, информация о каждой сделке сразу поступает в обработку. Периодический клиринг проводится с определенной периодичностью.

Клиринговая организация имеет право сама определять объем сделок, по которым осуществляются клиринговые услуги. Любая клиринговая организация должна иметь перечень обязательных и дополнительных услуг.

Клиринговая деятельность осуществляется лицензируемой клиринговой организацией (клиринговой палатой), которая предоставляет участникам клиринга (сторонам по сделкам с ценными бумагами) обязательные услуги (контроль за соблюдением принципа «поставка против платежа»; организация механизмов контроля за системными рисками; оформление и контроль за прохождением расчетных документов через другие структуры организованного рынка ценных бумаг) и дополнительные услуги (сверка параметров заключенных в торговых системах сделок с ценными бумагами; осуществление зачета встречных требований и обязательств участников клиринга; принятие на себя обязательств и требований участников клиринга для проведения многостороннего зачета; распоряжение резервными фондами участников клиринга).

Клиринговая организация заключает с участниками клиринга специальное клиринговое соглашение, в котором описываются процедуры осуществления клиринговой деятельности.