Тарифы и цены на услуги

Тарифы и цены на услуги — плата, взимаемая с населения, предприятий и организаций за пользование услугами. Различают:

  • тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
  • тарифы на коммунальные услуги — плата за пользование водой, газом, тепловой и электрической энергией и др.

Эти тарифы для населения регулируются органами исполнительной власти.

Квартирная плата взимается за пользование муниципальными жилыми помещениями (или ведомственными) за месяц, ее величина определяется с учетом основной ставки квартирной платы за 1 м2 жилой площади для данного города (населенного пункта), квартирной таксы (расценки) жилища и ставки квартирной платы применительно к конкретному квартиросъемщику. Основная ставка квартирной платы за 1 м2 благоустроенной площади регулируется органами исполнительной власти.

Цены на бытовые услуги, оказываемые предприятиями бытового обслуживания населению, являются свободными, то есть складываются под влиянием спроса и предложения и по своей структуре и методам формирования во многом аналогичны оптовым ценам на продукцию и ремонтные работы, выполняемые промышленными предприятиями. Вместе с тем, поскольку они служат для расчетов с населением, то по своей природе являются розничными.

Цены на услуги гостиниц свободные и устанавливаются в зависимости от разрядности гостиниц и категорий номеров в них.

Цены на продукцию предприятий общественного питания определяются спецификой деятельности этих предприятий, которые приготовляют блюда и кулинарные изделия, реализуют их и организуют потребление продукции собственного производства и покупных товаров, а также досуг населения. Поэтому затраты предприятий общественного питания представляют собой сумму издержек производства, обращения и организации потребления и рассчитываются как совокупные издержки.

В отличие от предприятий пищевой промышленности, издержки производства предприятий общественного питания определяются без стоимости сырья, используемого для приготовления продукции. Цены на блюда, кулинарные и кондитерские изделия, полуфабрикаты, реализуемые на предприятиях общественного питания, определяются путем калькулирования. При этом в качестве прямых затрат в калькуляцию включается только стоимость сырья. Остальные издержки производства и обращения, а также прибыль учитываются в цене лишь косвенным путем в наценках и торговых скидках. Сумма наценок и торговых скидок составляет валовой доход предприятий общественного питания.

Цены на продукцию общественного питания являются разновидностью розничных цен и устанавливаются свободными, за исключением цен на продукцию предприятий общественного питания, расположенные при профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, общеобразовательных школах: местными органами исполнительной власти для этих предприятий регулируются наценки на продукцию собственного производства и покупные товары.

Тарифы на услуги связи (почтовые, телефонные, телеграфные) учитывают не только затраты по их оказанию, но и социальную значимость отдельных услуг. Тарифы на основные услуги почтовой связи дифференцированы с учетом ряда параметров: веса отправления (письма, бандероли, посылки), расстояния пересылки (посылки), вида отправления (обычное, заказное, ценное). Тариф за пересылку посылок установлен за 1 кг веса в зависимости от расстояний доставки. Плата за денежные переводы зависит от переводимой суммы и способа перевода (почтовый, телеграфный). Тарифы на телеграммы установлены за слово и дифференцированы от срочности доставки (обыкновенные, срочные). Для всех видов и категорий телеграмм применяется единый телеграфный сбор, который взимается сверх пословной платы.

Тарифы на междугородние телефонные переговоры установлены за минуту разговора и дифференцированы по тарифным поясам. За услуги местных телефонных сетей плата дифференцирована по категориям абонентов: абоненты квартирных телефонов индивидуального пользования и абоненты коллективного пользования телефоном (учреждения, организации, предприятия). Цена за пользование беспроводной связью (Интернет и мобильные телефоны) устанавливается компаниями-производителями (поставщиками) услуг.