Метод «Следуй за лидером»

Метод «Следуй за лидером» (Follow-the-leader Pricing Method) — метод определения цены банковской услуги, который предусматривает ориентацию на соответствующие цены, установленные банками-лидерами рынка.

Метод «Следуй за лидером» — метод ценообразования. При его использовании предприятия при установлении цен на свою продукцию ориентируются на цены конкурентов. Практически одинаковые цены действуют на многих рынках сырья и ресурсов (удобрения, топлива, товаров повседневного спроса, бумаги, черных и цветных металлов). Допускается отклонение цены предприятия от цены лидера. Оно оправдывается качественными характеристиками. Более мелкие фирмы следуют за лидером, меняя цены в случае, если их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от изменения спроса на свои собственные товары или собственных издержек.

Метод следования за ценами лидера на рынке предусматривает, что организация самостоятельно определяет свои цены, исходя из уровня цен лидера, занимающего самую большую долю рынка, который в данной отрасли является лидером по основным параметрам рыночной деятельности. Следование за лидером в общем случае может означать установление равных, повышенных и пониженных цен по отношению к ценам конкурентов. Метод используется организациями, которые достаточно слабы по сравнению с лидером. В результате даже при отсутствии какого-либо соглашения получается, что товары продаются по ценам, находящимся как бы на согласованном уровне, т.е. происходит непреднамеренное усреднение рыночных цен. Этот метод популярен, особенно если сложно прогнозировать собственные издержки или реакцию конкурентов.

Ценообразование за лидером – разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители. Лидером цен может быть фирма, которая сумела зарекомендовать себя в качестве наиболее надежной компании, на которую следует ориентироваться другим фирмам при определении своей рыночной стратегии.

«Лидер» максимизирует прибыль, производя QL единиц продукции (MRL = MCL) (см. рисунок).

Ценообразование за лидером

Цена «лидера» при продаже QL единиц продукции составит Р*.

При цене Р* остальные фирмы («последователи») произведут Q единиц, а совокупное предложение «лидера» и «последователей» равно QТ = QF + QL

На практике использование данной модели сталкивается с одной серьезной проблемой. Эта проблема связана с предположением о том, что фирмы – последователи захотят сохранить свои постоянные доли рынка. Однако вполне возможна ситуация, при которой, если фирма-лидер повысит цену на свою продукцию, последователи захотят увеличить объем предложения, исходя из того, что новая цена может оказаться значительно выше предельных издержек (MC) этих фирм.