Метод сделок

Метод сделок — один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. Метод сделок предполагает использование в качестве информационной базы реальных рыночных цен купли-продажи контрольных пакетов либо 100%-ного пакета акций предприятий (компаний), сходных с оцениваемым. Метод позволяет определить стоимость оцениваемой доли акционерного капитала с учетом премии за контроль.

Метод сделок целесообразнее использовать в том случае, если объектом оценки является весь бизнес или контрольный пакет. Оценка стоимости бизнеса методом сделок включает последовательное выполнение следующих работ.

На 1-м этапе оценщик отбирает компании, относящиеся к той же отрасли, что и оцениваемая, по которым имеется достоверная информация о рыночной цене их акционерного капитала. Затем по отобранным компаниям собирают дополнительные сведения об их финансовом и хозяйственном состоянии и проводят финансовый анализ оцениваемой компании и ее аналогов. По результатам финансового анализа принимают решение о степени сходства аналогов с оцениваемой компанией и определяют ее рейтинг.

На 2-м этапе рассчитывают оценочные мультипликаторы. Оценочный мультипликатор (коэффициент, показывающий отношение рыночной цены акционерного капитала или его доли к финансовому показателю, отражающему доходность компании) рассчитывается по аналогам и применяется как множитель при аналогичном финансовом показателе оцениваемой компании (например, рыночная цена аналогичной компании составляет 3000, ее чистая прибыль – 300; тогда оценочный мультипликатор равен 3000 : 300 = 10; если прибыль оцениваемой компании равна 250, то ее расчетная рыночная стоимость будет 250 * 10 = 2500). Наиболее сложный момент этого этапа – выбор величины мультипликатора, которую следует применить к оцениваемой компании, т.к. диапазон значений может быть широким. Основанием для выбора служат результаты финансового анализа, отражающие место оцениваемой компании среди аналогов.

На 3–м этапе оценщик рассчитывает итоговую величину стоимости. Результаты оценки, полученные при использовании различных типов мультипликаторов, анализируют по степени достоверности, по количеству и обоснованности предварительных корректировок, по их значимости для конкретного оцениваемого объекта. Итоговую величину стоимости исчисляют как средневзвешенную величину предварительных результатов, с итоговыми корректировками, такими как поправка на наличие нефункционирующих активов, недостаток собственного оборотного капитала и другие.

Величина стоимости, найденная по методу сделок, сопоставима с результатами, полученными при использовании методов, свойственных доходному подходу и затратному подходу к оценке стоимости бизнеса.