Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (Money Laundering) — совершение определенных действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения средств, иного имущества или владения ими, прав на такие средства или имущество, источников их происхождения, местонахождения, перемещения, а также приобретение, владение или использование средств или иного имущества, с целью придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению доходами или действий, направленных на сокрытие источников происхождения таких доходов.

При отмывании происходит сокрытие истинного источника доходов, подмена реальных сделок формальными, извращается экономический смысл, при этом на начальном этапе отмывания средств могут подделываться документы, использоваться документы третьих лиц, для окончательной легализации средств используются нормы законов о добросовестном приобретателе и многие другие.

Часто утверждается, что этот термин появился в США в 1920-е годы поскольку американская мафия стала скупать и открывать автоматические прачечные для легализации наличных денег, заработанных преступным путем (см. История отмывания денег). Однако американский автор Джефри Робинсон указывает, что это не так. Он говорит, что термин «отмывание денег» (англ. money laundering) впервые был употреблен британской газетой The Guardian во время Уотергейтского скандала в связи с незаконным финансированием избирательной кампании Ричарда Никсона.

В условиях глобализации для отмывания денег часто используются офшоры — страны «налогового рая», в банковских системах которых обеспечивается анонимность и конфиденциальность бенефициаров.

С целью недопущения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем на государственном уровне осуществляется работа по борьбе с отмыванием денег (Anti money laundering, AML).

Для создания эффективной системы борьбы с отмыванием денег необходимо взаимодействие между следующими органами:

  • органами законодательной власти;
  • органами исполнительной власти или министерствами;
  • судебными органами;
  • правоохранительными органами, включая полицию, таможенную службу и т.д.;
  • подразделениями финансовой разведки;
  • контрольно-надзорными органами (включая центральный банк, другие финансово-кредитные учреждения и некоторые нефинансовые организации).

Кроме того, необходимо взаимодействие между частными учреждениями, в частности банками и другими финансовыми учреждениями.

Для координирования международных усилий по борьбе с отмыванием денег в 1989 году на саммите «большой семерки» в Париже была создана международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ; англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF). Данной организацией были разработаны рекомендации, направленные на противодействие финансовым преступлениям.

Впервые рекомендации были разработаны в 1990 году. В дальнейшем они неоднократно пересматривались и дополнялись, например в 1996 и 2003 годах. На сегодняшний день эти рекомендации являются международным стандартом по противодействию отмыванию денежных средств. На их основе строятся национальные законодательства. На текущий момент существует 40 основных рекомендаций ФАТФ.

Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения других принятых международных актов и соглашений, а служат их дополнением. На основании резолюции № 1617 от 2005 года Совета безопасности ООН они обязательны для всех государств, являющихся членами Организации объединенных наций.

В 2001 году после террористической атаки на США 40 основных рекомендаций были дополнены девятью специальными, направленными на противодействие терроризму — см. Специальные рекомендации ФАТФ.

Помимо ФАТФ созданы также и Региональные группы по типу ФАТФ.

С целью недопущения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма на законодательном уровне конкретной страны должны быть утверждены правила проведения финансового мониторинга. Финансовый мониторинг связан с обязательными процедурами внутреннего контроля в части законности проведения финансовых операций, а также с деятельностью организаций, осуществляющих операции с имуществом или денежными средствами, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или имуществом, связанных с противодействием отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Поэтому при осуществлении определенных типов финансовых операций и/или операций с активами осуществляется обязательный финансовый мониторинг.

В Украине все коммерческие банки осуществляют внутренний финансовый мониторинг.

Ответственность за отмывание денег

За совершение финансовой операции или заключение соглашения со средствами или другим имуществом, полученными вследствие совершения общественно опасного противоправного действия, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, а также совершение действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких средств или другого имущества или владение ими, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождение, перемещение, а так же обретение, владение или использование средств или другого имущества, полученных вследствие совершения общественно опасного противоправного действия, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, — предусмотрена уголовная ответственность.

(См. также Банковский контроль, Внутренний финансовый мониторинг, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Обязательный финансовый мониторинг, Рекомендации ФАТФ, Региональные группы по типу ФАТФ, Специальные рекомендации ФАТФ, Финансовый мониторинг).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *