Интернационализация

Интернационализация (от англ. inter – между) – процесс развития и углубления хозяйственных связей между странами. В его основе лежит международное разделение труда и специализация по отраслям, видам готовой продукции и услуг на отдельных узлах, компонентах и стадиях технологических процессов.

Интернационализация проявляется в различных формах международных экономических отношений: международная торговля товарами и услугами, в т.ч. информацией, вывоз капитала, миграция рабочей силы, экономическая интеграция, международные валютно-расчетные отношения и др. Происходит интернационализация как обмена, так и производства.

Тенденция к интернационализации сталкивается со специфическими национальными экономическими и культурными интересами отдельных стран. Наряду со все большим втягиванием стран в мировой процесс интернационализации происходит их национальная самоидентификация, усиливается контртенденция к сохранению уникальных национальных народных хозяйств, национального языка, культуры, самобытности. Мировая экономика представляет собой противоречивое единство национальных экономик, объединенных тенденцией к интернационализации.

Для современной стадии интернационализации типична такая глубина и охват стран и сфер экономической деятельности, что она приобретает форму глобализации (см. Глобализация мировой экономики).

Характер и масштабы интернационализации во многом определяются преобладающим на определенном этапе технологическим типом производства. В начале XXI в. осуществляется становление и развитие информационной экономики. В наиболее развитых странах доминируют такие технологические уклады, которые базируются на широком использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций. При этом информационные системы выделяются как подсистемы в относительно самостоятельные единицы.

Процесс интернационализации объективно строится на основе иерархии экономических систем: производственных, коммуникационных (транспортных, информационных), финансовых. Информационные потоки, наряду с финансовыми, пронизывают всю производственную и торговую деятельность компаний, образуя системы обратных связей, создавая новую объективную основу для развития интернационализации.

Доминирующие функции и процессы в экономике все больше оказываются организованными по принципу сетей. Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов. Особое значение для характера интернационализации имеют особенности информационных сетей, резко сокращающих время на передачу информации и позволяющих вести работу в реальном режиме времени, находясь в географически отдаленных пунктах, что привело к расширению масштабов экономической деятельности компаний, разветвлению их филиальной сети.

Интернационализация затронула компании самого разного размера и экономического потенциала. Одновременно морфология сетей выступает в качестве источника далеко идущей перестройки отношений экономической власти в мировой экономике. С одной стороны, общедоступные информационные сети делают международное сообщество более демократичным, а с другой, подсоединение к сетям информационных и финансовых структур в качестве орудий осуществления власти доступно лишь избранным. Парадоксально то, что в условиях информационного бума и при наличии огромного количества информации может существовать такое неравенство.

Современная интернационализация опирается на новые экономические формы, которые строятся вокруг глобальных сетевых структур информации, а осуществляемый через такие сети доступ к технологическим умениям и знаниям составляет в настоящее время основу производительности и конкурентоспособности.

Интернационализация капитала — процесс переплетения и объединения национальных капиталов, который проявляется в создании отдельными компаниями хозяйствующих субъектов в других государствах или в развитии наднациональных форм связей и контактов между капиталами разных стран. Здесь подчеркивается два уровня интернационализации: микроэкономический, то есть на уровне международной компании с ее дочерними подразделениями в других странах, и интернациональный, как создание наднациональных институциональных образований, например, Европейский союз.

Интернационализация производства — технологический способ применения капитала посредством установления устойчивых производственных связей между предприятиями различных государств, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в интернациональном или мировом масштабе. В данном подходе, хотя и снимаются социально-экономические антагонистические противоречия, ибо упор делается на технико-технологические аспекты перелива капитала, тем не менее негативный оттенок данного явления сохраняется, ибо происходит усиление эксплуатации трудящихся, в которых концентрируется данный капитал, и извлекаются дополнительные монопольные прибыли за счет реализации прибавочной стоимости в мировом масштабе. При этом за аксиому принимается положение, что интернационализируют производство крупные монополии, обладающие, кроме собственно капитала, еще и необходимой политической властью в обществе.

Интернационализация предпринимательства — производственные отношения, которые складываются между конкретной фирмой и ее деловыми зарубежными партнерами по поводу организации и осуществления заграничной деловой экономической активности в форме экспорта товаров, услуг и прямого иностранного инвестирования. В условиях глобализации и ужесточения международной конкуренции все большее количество национальных предприятий начинает испытывать ограниченность внутренних рынков сбыта и факторов производства своих государств. Для поддержания конкурентоспособности и расширения масштабов производства их деловая активность приобретает международную направленность. В экономической науке этот процесс принято именовать интернационализацией деловой активности предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.