Диспаша

Диспаша (англ. average statement, фр. dispache) – документ, в котором устанавливается факт наступления общей аварии (см. Авария в морском праве) и распределяются убытки от нее между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости.

Диспаша —

  1. расчет убытков по общей аварии и распределение их между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости;
  2. распределение убытков, расходов между сторонами, участвующими в организации перевозки (владельцами судна и груза, нанимателем судна);
  3. специальный документ, устанавливающий наличие общей аварии при кораблекрушении, служащий основанием для расчета убытков при аварии.

Место и порядок составления диспаши указывается в коносаменте. Диспаша составляется специалистами, обладающими знаниями и опытом в области морского права – диспашерами. Функции диспашера могут выполнять также и аджастеры.

К диспашному производству диспашер приступает только по заявлению заинтересованной стороны (судовладельцев, грузовладельцев, страховщиков) с приложением всех документов, касающихся аварийного случая и подтверждающих сумму убытков и расходов.

Диспашер на основании представленных документов (выписки из судового журнала, копии морского протеста, аварийной подписки, счета за произведенные работы, копии актов осмотра судна и груза, копии коносаментов и др.) выносит мотивированное постановление: признать или не признать наличие общей аварии.

Диспаша составляется по определенной схеме: сначала диспашер мотивирует свои доводы, почему он признает тот или иной случай общей аварией, затем приводится расчет общей и частной аварии; в разделе о контрибуционном капитале указывается общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и вычисляется контрибуционный дивиденд; заканчивается диспаша балансом.

При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судов, оценки судов и грузов и др.), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.

Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им заверенные копии данных материалов.

Не принимаются в расчет убытки от гибели или повреждения:

  • предметов контрабанды;
  • предметов, которые были помещены на корабль тайно, без ведома шкипера, а если корабль был нанят весь — то и предметов, помещенных в него без ведома нанимателя;
  • предметов, которые были ненадлежащим образом уложены, например не в трюме, а на палубе (правило это неприменимо к кораблям каботажного плавания, на которых немало груза помещается на палубах), или между деками, в помещениях, предназначенных для экипажа;
  • предметов, нахождение которых не может быть удостоверено грузовыми документами, то есть прежде всего коносаментами.

При исчислении убытков за основание принимается цена, за которую соответствующие предметы могли бы быть проданы на месте составления диспаши, если бы они были доставлены туда в неповрежденном виде; но при этом вычитается сумма, в которую обошлись бы их перевозка (фрахт), таможенные пошлины и другие расходы на месте; при оценке убытков от повреждения предметов вычитается еще и сумма, за которую предметы эти могут быть проданы на месте в своем поврежденном виде. Убытки, понесенные кораблем, оцениваются по издержкам ремонта или по тем издержкам, которые потребуются на приобретение вместо утерянного или испорченного снаряжения; но при этом принимается в расчет и разница между старым и новым. Разложению подлежат и издержки по составлению диспаши.

По исключении потерь, не относящихся к общей аварии, устанавливается сумма убытков, подлежащих разверстке. Эти убытки могут касаться судна, груза и фрахта. Для определения долей ответственности вычисляются две имущественные массы: масса активная, к которой относятся все понесенные убытки, подлежащие возмещению, и масса пассивная, т.е. те имущественные ценности, которые оказались спасенными благодаря сделанным пожертвованиям. Далее к сумме стоимости спасенного прибавляется активная масса, и получается так называемый контрибуционный капитал. Делением активной массы на контрибуционный капитал устанавливается контрибуционный дивиденд, т.е. отношение, в котором каждое из заинтересованных лиц участвует в несении общих убытков.

За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии. Собственно расчет сводится к распределению убытков по общей аварии между участниками перевозки пропорционально утраченной стоимости судна, груза, фрахта, включая вознаграждение диспашера.

Диспаша, cоставленная диспашером, рассылается всем заинтересованным сторонам. Диспаша может быть оспорена в судебном порядке в установленные сроки. Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для обозрения. Диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать также засвидетельствованные копии этих материалов.

Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по его инициативе или по заявлению лиц, между которыми была распределена общая авария путем составления аддендума (дополнения к диспаше), являющегося его составной частью.

Взыскание по диспаше может быть произведено путем совершения нотариальной надписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *