Общая авария

Общая авария — убытки, понесенные вследствие произведенных намерений и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, перевозимого на нем груза и фрахта, в частности убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза, тушением пожара, преднамеренной посадкой судна на мель, повреждением машины и котлов при их форсировании, повреждением или гибелью груза, топлива или другого имущества, в связи с их перемещением на судне, выгрузкой и т.д.

Расчет по общей аварии — диспаша, может сопровождаться аварийным взносом. Непосредственно расчеты по общей аварии осуществляет диспашер. Эти функции могут быть переданы аджастеру.

Общая авария относится к нормам международного морского права. В отечественной практике регулируется кодексом торгового мореплавания.

Выбрасывание груза за борт рассматривается как общая авария, если это сделано преднамеренно в целях общей безопасности для спасания судна, груза и фрахта, например, чтобы уменьшить осадку судна при посадке на мель или по другим причинам.

Примерами общей аварии может служить:

  • повреждение груза, причиненное тушением пожара;
  • повреждения, причиненные судовой силовой установке во время работы на повышенных режимах при снятии судна с мели;
  • намеренная выброска судна на берег с целью спасания людей (экипажа, пассажиров) и имущества участников перевозки.

В отличие от аварии, представляющей собой какое-либо происшествие на море (столкновение, кораблекрушение), общая авария — это лишь убытки, которые распределяются между сторонами.

Судовладельцы имеют право до сдачи груза потребовать от грузополучателей аварийный взнос, т.е. определенную сумму денег в обеспечение покрытия их пропорциональной доли расходов, причиненных по общей аварии. Взнос по общей аварии вносится в депозит на банковский счет как обеспечение для покрытия расходов по спасанию, и/или по общей аварии, и/или частной аварии, и/или других расходов, которые определит аварийный комиссар. В некоторых случаях вместо депозита выдается гарантийное письмо.

Расходы по общей аварии обычно покрываются на основании договора морского страхования. При чрезвычайных происшествиях во время рейса, которые дали повод рассматривать их в качестве общей аварии, составляется аварийный бонд, по которому грузовладельцы обязаны уплатить пропорционально свою долю в покрытие убытков, понесенных в результате общей аварии. Эту долю определяет диспашер. Аварийный бонд подписывают до начала сдачи груза получателем. Общая стоимость имущества, участвующего в общей аварии называется контрибуционной стоимостью.

Убытки, не относящиеся к общей аварии, признаются убытками по частной аварии. На стороне, требующей распределения убытка по общей аварии, лежит обязанность доказать, что заявленные убытки и расходы действительно могут быть признаны общей аварией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *