Чартер

Чартер (чартер-партия) (charter (party)) — условия предоставления для перевозки всего судна или определенных судовых помещений согласно договору воздушной, морской или речной перевозки, заключаемые в письменной форме. Все условия чартера, в том числе и ставка фрахта, действительны только для договаривающихся сторон и только на период данной сделки-фрахтования, заключенной между фрахтовщиком (судовладельцем) и фрахтователем (арендатором). Наличие и содержание договора перевозки подтверждается чартером, коносаментом или другими письменными документами.

Правоотношения между перевозчиком и получателем, не являющимся стороной договора морской перевозки груза, определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями. Фрахтователь вправе в пределах прав, предоставленных ему по чартеру, или с согласия перевозчика уступать свои права по договору морской перевозки груза третьим лицам на весь срок действия чартера или часть этого срока (субчартер). При этом фрахтователь и третье лицо, которому он уступает свои права, несут перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение договора.

По договору перевозки с чартером судовладелец за вознаграждение (арендную плату, или ставку фрахта — freight rate) предоставляет фрахтователю в аренду на определенный срок все судно, его часть, грузовое помещение или место. Чартер может заключаться на рейс, несколько рейсов и на определенное время. Фрахтователь в соответствии с условиями договора обязан в установленные сроки предоставить согласованное количество груза, обеспечить погрузку (выгрузку) и оплатить фрахт. Чартер можно заключать заблаговременно либо в срочном порядке («промпт» — prompt) и даже с условием немедленной готовности судна к перевозке («спот промпт» — spot prompt).

В чартере указываются наименование сторон договора, ставка и применяются международные и межгосударственные соглашения. К ним относятся соглашения, разработанные международными организациями: по воздушному транспорту — Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и Международной ассоциацией воздушного транспорта; по морскому транспорту — Международной морской организацией (ИМО), Балтийской международной морской конференцией (БИМКО), Международным морским комитетом (ММК), Международной ассоциацией судовладельцев (ИНСА), которые охватывают и регламентируют общие принципы деятельности, коммерческие условия перевозки грузов и пассажиров, тарифы, ставки фрахта, условия перегрузки, хранения и перевозки режимных грузов. Их выполнение обязательно как для юридических, так и для физических лиц.

Доставка грузов водным транспортом регламентируется Конвенцией ООН о морской перевозке грузов (1978) или Гамбургскими правилами — Кодексом торгового мореплавания, в соответствии с которыми применяются два вида чартеров. При первом виде фрахтователем и фрахтовщиком признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна. Этот вид чартера (рейсовый) применяется при фрахтовании судов, работающих в линейном (регулярном) и трамповом (когда грузы и пассажиры перевозятся судовыми партиями между портами мира в зависимости от наличия массовых перевозок и размера действующих фрахтовых ставок) судоходстве.

Чартер может быть чистым (договор, подписанный без каких-либо изменений стандартной формы) и открытым (документ без конкретного обозначения вида груза и пункта назначения). Вторым видом чартера является бронирование судов при перевозке грузов в линейном судоходстве; здесь договор оформляется коносаментом. При перевозке груза в линейном сообщении место погрузки определяется перевозчиком. В иных случаях перевозки груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в указанное фрахтователем место погрузки (выгрузки), которое должно быть безопасным и пригодным для погрузки (выгрузки), однако если несколькими фрахтователями указаны разные места погрузки (выгрузки), перевозчик может подать судно в место, обычно используемое в данном порту.

Фрахтователь может потребовать за свой счет поставку судна в другое удобное для него место. Перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок. В случае неподачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. В случае отсутствия или несвоевременного указания порта назначения либо указания фрахтователем места, являющегося небезопасным и непригодным для погрузки (выгрузки) [то есть судно не может без опасности его достичь, находиться там, оставаясь на плаву, и выйти с грузом], — перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков. Каждая из сторон чартера вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна из места погрузки следующих обстоятельств:

  • военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна или груза;
  • блокады места отправления или назначения судна;
  • задержки судна по распоряжению властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
  • привлечения судна для специальных надобностей государства;
  • запрещения властями вывоза из места отправления или ввоза в место назначения груза, который предназначен к перевозке.

Чартер прекращается без обязанности одной стороны возместить другой стороне вызванные прекращением договора убытки, если после заключения договора и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон:

  • судно погибнет или будет насильственно захвачено;
  • судно будет признано непригодным к плаванию;
  • погибнет груз, индивидуально определенный;
  • погибнет груз, определяемый родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего.

Чартер прекращается также по указанным обстоятельствам и во время рейса, при этом перевозчику причитается фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.