Базель III

Базель III (Basel III). На протяжении последних лет стала очевидной процикличнисть мировых финансовых рынков. В развитых странах не всегда поддерживалось антикризисное регулирование, которое бы способствовало сглаживанию циклических колебаний и стабилизации экономического равновесия. Нередко проводилась проциклическая политика, которая провоцировала и поддерживала цикличность экономических и финансовых процессов.

Мировой финансовый кризис, обнаружив недостатки в существующих системах финансового регулирования, заставил искать выход из сложившейся ситуации на мировом финансовом рынке, определить основные направления действий по повышению устойчивости банковских систем и избежания кризисов, подобных нынешнему. Это вызвало необходимость переосмысления принципов регулирования деятельности банков, а также потребность в разработке и внедрении новых подходов и методов оценки системных рисков, создании контрциклических норм достаточности капитала и формировании резервов под покрытие возможных убытков по ссудам в периоды экономических подъемов и спадов.

Именно с этой целью Базельским комитетом по банковскому надзору был разработан пакет реформ банковского регулирования, который получил название Базель III.

В декабре 2009 г. Базельский комитет представил для обсуждения предварительный вариант правил и требований, изложенных в документе Комитета «Улучшение механизма Базеля II и пересмотр механизма рыночных рисков по Базелю II» новых международных стандартов оценки надежности банков.

Общей целью реформы мировой финансовой системы было повысить устойчивость банковской системы за счет увеличения ликвидных резервов и улучшения качества капитала. Усиленное регулирование мировой банковской системы, по мнению представителей Базельского комитета, должно обезопасить от повторения мировых финансовых и экономических кризисов, подобных тому, который произошел в 2008 году. Авторы очередных поправок к Базельскому Соглашению о капитале предполагают, что предложенный пакет изменений позволит существенно усилить финансовое состояние банков и сдержать банки от принятия на себя чрезмерных рисков.

Суть предлагаемых изменений в соглашениях о капитале в соответствии с Базелем III заключается в повышении качества, прозрачности и совершенствовании структуры банковского капитала, усилении покрытия рисков капиталом и стимулировании мероприятий по созданию резервных запасов капитала. В частности, преобладающей формой капитала 1-го уровня должны стать простые акции и нераспределенная прибыль, инструменты капитала 2-го уровня будут гармонизированы, а также будут реализованы мероприятия по снижению процикличности банковской деятельности.

Существуют определенные разногласия и ошибки в понимании и использовании базельских регулирующих норм в различных версиях. Распространенное мнение о том, что новые «версии» Базельского соглашения отменяют действие предыдущих, на самом деле не соответствует действительности. Базель II и Базель III являются дополнениями к Соглашению о капитале 1988 г. Итак, каждый новый документ совершенствует, а не отменяет предыдущие. Поэтому после принятия Базеля III все требования, которые были введены в Базеле II — Компонента II «Контроль со стороны надзора» и Компонента III «Рыночная дисциплина» не потеряли своей важности и остаются в силе.

Предполагается, что новые требования будут направлены на регулирование банковской деятельности как минимум в 27 странах, являющихся членами Базельского комитета или официально провозгласивших о соблюдении его требований и будут внедряться постепенно и поэтапно в течение 2013 – 2019 г.г.

В первую очередь, с января 2013 г. до конца 2014 г. будет проведена реформа требований к структуре активов и капитала банков. Одновременно с ней начнется ужесточение требований по доле акционерного капитала в структуре общего регулятивного капитала, которое должно завершиться в январе 2019 г.

Постепенное повышение качества капитала путем исключения определенных компонентов, которые сейчас учитываются в основном капитале, будет проведено с января 2014 г. до января 2018 г. Наконец, введение буферов сохранения капитала и контрциклического буфера начнется в январе 2016 г. и завершится через три года — в январе 2019 г.

Кроме вышеупомянутых изменений, требования Базеля III предусматривают введение трех новых коэффициентов — коэффициента левериджа и двух отдельных коэффициентов ликвидности. Итак, в течение следующего десятилетия система банковского регулирования будет существенно усовершенствована на основе усиления требований к акционерному капиталу банков и создания буферов капитала. Рассмотрим содержание этих нововведений более подробно.

Увеличение акционерного капитала. Главным нововведением Базеля III стало существенное повышение требований к форме капитала первого уровня (Tier 1), к которому рекомендуется включать только акции и нераспределенную прибыль. Показатель капитала первого уровня должен возрасти с 4% до 6%. Это означает, что другие инструменты капитала первого уровня — отсроченные налоговые активы, инвестиции в другие финансовые компании (additional going concern capital) могут составлять до 1,5% от общего размера капитала первого уровня.

Минимальные требования к капиталу остаются на уровне 8% с учетом нового буфера капитала. Причем, в общем капитале размер капитала первого уровня (основной капитал) должен составлять 6%, а капитал второго уровня (дополнительный) — не более 2%. Таким образом, меняются акценты в структуре капитала. Основной капитал согласно Базелю III должен втрое превышать дополнительный. Капитал 3-го уровня, который согласно базельских требований использовался исключительно для страхования от рыночного риска, будет отменен (в Украине показатель капитала 3-го уровня не использовался). Таким образом, для страхования от рыночного риска банки смогут иметь капитал, качество состава которого будет подобно качеству капитала, используемого для выполнения требований по страхованию кредитного и операционного риска. Это позволит обеспечить такое же высокое качество капитала, который используется для выполнения требований по страхованию рыночного риска, и капитал, который используется для выполнения требований по страхованию кредитного и операционного рисков.

Уменьшение доли заемных средств. В обновленных требованиях Базельского комитета предусматривается ограничение банков от чрезмерных рисков путем установления нового размера коэффициента левериджа — отношение объема заемных средств банка к собственным — на уровне 3%. Система новых стандартов включает гармонизированный на международном уровне коэффициент левериджа, который должен дополнять показатели капитала с учетом рисков. Доля заемных активов является абсолютным новшеством Базельского комитета. Этот показатель никогда раньше не рассматривался как составляющая Соглашения о капитале.

С целью поддержки достаточности банковского капитала Базель III предусматривает введение показателей буфера сохранения капитала и контрциклического буфера капитала.

Буфер сохранения капитала. Цель введения этого показателя — предоставить возможность банкам поддерживать уровень капитала в течение значительных спадов экономики и скорректировать уровень выплаты дивидендов в такие периоды. Для всех банков будет установлено минимальное требование по уровню акционерного (собственного) капитала — 4,5% от активов, взвешенных на риск. Если банки будут осуществлять свою деятельность «на пределе» установленного порогового значения, то в трудные времена достаточность капитала сразу будет потеряна. Чтобы предотвратить это, вводится так называемый «буфер сохранения капитала». В периоды возникновения стрессовых ситуаций или кризисов акционерный капитал может уменьшаться, но только в пределах буфера сохранения капитала.

Источник наполнения этого буфера совпадает с источником формирования минимального уровня капитала — это акционерный капитал после всех необходимых отчислений (напомним, согласно требованиям Базеля I, вычитается гудвилл) как наиболее надежная и постоянная форма капитала. Размер буфера установлен в размере 2,5% от активов, взвешенных на риск. Требование относительно уровня буферного капитала, который должен смягчить давление на банковский капитал в кризисные периоды, теперь имеет минимальное значение на уровне 4,5% и 2,5%, что в сумме дает 7% эффективного уровня акционерного капитала от активов, взвешенных на риск. То есть, требования к капиталу первого уровня увеличиваются более чем в три раза по сравнению с нынешними 2%.

Таким образом, в периоды экономического роста новые требования будут стимулировать банки к созданию буферов сохранения капитала. Зато в периоды падения экономической активности к банкам не будут применяться меры воздействия, пока минимальное требование соблюдается. На наш взгляд, банки будут ориентироваться именно на уровень в 7%, чтобы свободно распоряжаться теми средствами, которые они заработали.

Контрциклический буфер капитала. В фазе экономического роста регуляторы будут требовать от каждого банка сформировать капитал свыше регулятивного минимума. Таким образом будет введен новый подход к формированию дополнительного резервного капитала (буфера) на основе модели ожидаемых потерь, а не тех, которые понесли банки. Предполагается, что размер «контрциклического» резерва составит 2,5% от капитала в зависимости от размеров банков. Поэтому, фактически по новым требованиям, банки должны обеспечить соблюдение соотношения регулятивного капитала к взвешенным по риску активам на уровне 10,5%, а не 8%, как было раньше. При этом формально минимальный уровень достаточности капитала остается без изменений — 8% от взвешенных по степени риска активов. В периоды чрезмерного роста кредитования надзорные органы будут использовать контрциклический буфер как инструмент макропруденциального регулирования.

Согласно Базеля III все отчисления из капитала должны осуществляться из капитала первого уровня. Это требование существенно усиленно в сравнении с действующими правилами, согласно которым отчисления осуществляются пропорционально: половина отчислений — из капитала первого уровня (Tier 1), а половина — из капитала второго уровня (Tier 2). Напомним, что согласно Базелю II к отчислениям с основного капитала относится гудвилл, а к отчислениям из регулятивного капитала — вложения в уставные фонды, превышающие 10% и вложения в уставные фонды других банков, которые превышают 10%. Для смягчения требований международные регуляторы разрешили не относить к отчислениям миноритарные (до 10%) доли в других финансовых компаниях и отсроченные налоговые активы.

Предыдущее дополнение к Базельскому соглашению касалось только тех рисков, под которые банки должны поддерживать капитал: кредитный, рыночный (процентный, валютный, долевых ценных бумаг, товарный), операционный. А риск ликвидности авторы соглашения не считали столь важным, как риски, рассмотренные в Базеле II, поэтому речь о нем в этом документе вообще не шла. Финансовый кризис, из-за которого банковские учреждения мира понесли значительные потери ликвидных средств, внес свои коррективы. Стало ясно, что платежеспособный, но неликвидный банк шансов на выживание практически не имеет. Поэтому в ответ на процессы, произошедшие в банковских системах в период кризиса, Базельский комитет предлагает ввести контроль над риском ликвидности. Таким образом, в обновленном Базельском соглашении создается и предлагается международная концептуальная основа для оценки, стандартизации и мониторинга риска ликвидности. Базелем III установлены два обязательных параметра контроля риска ликвидности: коэффициент ликвидного покрытия и коэффициент чистого стабильного финансирования.

Коэффициент ликвидного покрытия. На основе показателя минимальной ликвидности (аналог норматива краткосрочной ликвидности, который используется в Украине) можно оценить, может ли банк существовать ближайшие 30 дней. Согласно новых базельских требований банки должны иметь ликвидные активы, которые бы на 100% покрывали краткосрочные обязательства банков сроком менее месяца. В случае возникновения в банковском учреждении острого кризиса ликвидности органы надзора могут позволить ему для компенсации чистого оттока денежных средств использовать высококачественные ликвидные активы, не имеющие обременений. Банки могут получить такое разрешение при следующих условиях:

  • резкое сокращение кредитного рейтинга учреждения;
  • частичная потеря депозитной базы;
  • потеря необеспеченного инвестиционного финансирования;
  • значительное увеличение ограничений обеспеченного финансирования;
  • увеличение оттоков средств за счет деривативов и внебалансовых инструментов.

Коэффициент чистого стабильного финансирования характеризует наличие долгосрочных стабильных источников финансирования и рассчитывается на 1 год.

Коэффициент левериджа (доля заемных средств) является нововведением Базельского комитета. Этот показатель по-прежнему не рассматривался как коэффициент Соглашения о капитале. Гармонизированный на международном уровне коэффициент левериджа должен дополнять показатели капитала с учетом рисков. Предполагается ограничить банки от чрезмерных рисков путем установления нового размера коэффициента левериджа (максимального плеча) — отношение объема капитала первого уровня (Tier 1) к совокупным активам без их взвешивания на коэффициенты риска — на уровне 3%.

В течение первых двух лет (01.01.2011 г. — 01.01.2013 г.) Надзорные органы будут осуществлять только мониторинг этого коэффициента. С 1 января 2013 г. до 1 января 2017 г. этот коэффициент станет обязательным к исполнению, но раскрытие его значения в отчетности банков начнется только с 1 января 2015 г. Далее, в течение 2017 г. будет проведен детальный анализ полученных фактических данных по соблюдению коэффициента левериджа и, в случае необходимости, его доработка (методики расчета или нормативного значения). Планируется, что с 1 января 2018 г. этот показатель будет официально включен в текст Компонента 1 «Адекватность капитала» Базельского соглашения.

Как показала практика, предыдущие правила Базельского комитета оказались недостаточными, чтобы предотвратить недавний финансовый кризис. Постепенно восстанавливаясь, мировая банковская система даже сейчас испытывает серьезные проблемы структурного характера, несмотря на значительную финансовую помощь от правительств. Поэтому регуляторы рассматривают введение новых стандартов Базеля III как своевременную и оправданную меру. Авторы реформы рассчитывают на то, что при повторении кризиса у банков не будет необходимости для избежания банкротства обращаться за помощью к государству. Для этого вводятся специальные требования к формированию дополнительного резервного капитала (буфера), который можно использовать, однако через некоторое время необходимо восстанавливать. В случае системного кризиса у банков будет некий «буферный» капитал, который они смогут уменьшать, нарушая минимальное значение коэффициента достаточности без санкций регулятора. Однако после кризиса банки должны будут этот капитал восстановить.

Обновленные требования, представленные мировому финансовому сообществу, являются более жесткими и обязательными к исполнению, в отличие от показателей Базель II, большинство из которых имели рекомендательный характер.

Отличие Базель II от Базель III
Отличие Базель II от Базель III

Введение более жесткого определения капитала, повышение минимальных требований к нему, внедрение новых буферов капитала позволят банкам легче выдерживать периоды экономического и финансового стресса. Международные эксперты считают, что нововведений будет достаточно для того, чтобы слабые и неустойчивые игроки ушли из рынка, а остались только стабильно функционирующие учреждения с капиталом, способным перекрыть возможные финансовые проблемы. Тем банкам, которые останутся, нужно будет привлекать значительные суммы дополнительного капитала для того, чтобы придерживаться новых нормативов. По оценкам аналитиков UBS, в течение периода внедрения стандартов Базеля III банкам понадобится привлечь 375 млрд. долл. США дополнительного капитала. Это означает, что ежегодно банки должны привлекать дополнительно около 40 млрд. долл. США. Основным источником такого капитала будет прибыль банков, а поэтому акционеры вынуждены будут довольствоваться значительно меньшими дивидендами.

Объемы выплачиваемых дивидендов уменьшатся не только в связи с необходимостью увеличения объемов капитала. В случае несоответствия банковских показателей обновленным требованиям, центральные банки получат полномочия и даже обязанности применять к банкам-нарушителям соответствующие санкции. При таких требованиях кредитные учреждения будут лишены права платить дивиденды акционерам, бонусы и другие премии своим менеджерам.

Вне периодов стресса банки должны поддерживать буферы капитала, превышающих регулятивный минимум. А в периоды возможных финансовых спадов, когда банки будут испытывать существенные убытки, размер буферов должен позволить им поддерживать объемы капитала, превышающие минимальный необходимый уровень.

Когда буфера капитала будут использованы, одним из главных источников их восстановления может стать сокращение объемов периодических распределений прибыли. Это, в свою очередь, будет предусматривать уменьшение дивидендных платежей, объемов выкупа акций и платежей в виде премиальных.

Ужесточение нормативов регулирования в новой редакции Базельского соглашения о капитале получило неоднозначную оценку как со стороны отдельных национальных регуляторов, так и самих субъектов регулирования.

Часть национальных регуляторов и финансовых учреждений стран, банковские системы которых уже или почти соответствуют новым регулирующим нормам, отнеслись одобрительно к изменениям и поддержали более жесткое регулирование банковской деятельности. В некоторых странах, например в США, Великобритании и Швейцарии, национальные стандарты даже жестче, чем требования Базельского комитета. Показатели большинства крупных банков США, Канады, а в Европе — банков Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Швейцарии и скандинавских стран также соответствуют новым требованиям.

Последствия введения Базеля III в первую очередь почувствуют страны Еврозоны. Представители регуляторов и банковских кругов стран, имеющих определенные национальные особенности финансовых систем, достаточно критически оценили намерения Базельского комитета, отметив, что новые требования заставят банки сократить объемы кредитования из-за невозможности пополнять капитал. Некоторые европейские страны (Германия, Франция) воздержались от подписания разработанного документа. Европейская и особенно немецкая банковская система очень отличается от англосаксонской. Так, например, в Германии функционирует много сберегательных (Sparkasse) и сберегательных строительных касс и кооперативных банков, которые традиционно финансируют малые и средние предприятия. Указанные финансово-кредитные учреждения не имеют возможности осуществлять операции на долговом рынке и зависят от государственных займов. Поэтому некоторые новые требования к собственному капиталу банков могут очень негативно повлиять на деятельность таких учреждений, в частности немецких сберегательных касс и кооперативных банков.

Действительно, для повышения коэффициента достаточности капитала первого уровня банки, которые не желают или не имеют возможности увеличивать основной капитал, будут вынуждены сокращать объемы операций с активами, взвешенными по уровню риска. Снижение уровня кредитования, в свою очередь, уменьшит прибыль банков.

Так, по оценкам Федеральной ассоциации немецких банков, в Германии для того, чтобы национальные нормативы соответствовали новым базельским стандартам, 10 крупнейших банков должны увеличить собственный капитал в размере от 105 до 140 млрд. Евро. Такая ситуация позволяет прогнозировать, что введение Базеля III может стать фактором сдерживания роста объемов кредитования и, как следствие, экономического роста в европейских странах.

Косвенным следствием внедрения Базеля III может стать отказ банков от принятия участия в высокорисковых, но прибыльных операциях, в первую очередь с ценными бумагами. Некоторые международные эксперты опасаются негативного влияния новых требований на получение реальным сектором экономики финансирования. Это может стать решающим фактором влияния на снижение темпов восстановления экономики.

Однако, учитывая возможные негативные последствия внедрения новых международных стандартов в банковскую практику, ожидается более мощный положительный эффект от реализации нововведений.

Вероятным сценарием развития событий может стать возвращение банков к простым схемам бизнеса и более универсальным операциям. Такие изменения будут стимулировать мировое банковское сообщество, в том числе крупные банки, активно работающие на международных рынках, усиливать дисциплину в сфере торговли внебиржевыми деривативами и стандартизировать торговлю ими. Последствия будут ощутимы во всей финансовой системе, включая небанковский сектор и рынки капитала.

Более того, ужесточенные требования к достаточности капитала первого уровня могут стать мощным стимулом к изменению собственных бизнес-моделей. Банки самостоятельно будут выбирать, каким образом наращивать капитал, или выбирать экстенсивный путь развития, ограничиваясь снижением выплат дивидендов и бонусов руководству и работникам, либо активно привлекать капитал на финансовых рынках, тем самым получая определенные конкурентные преимущества.

Реализация требований Базеля III означает не только усиление норм регулирования деятельности банков. В соглашении предусмотрены также факторы, компенсирующие существенное повышение требований к капиталу. На основе успешного прохождения банками стресс-тестов Базельский комитет продлил срок внедрения новых стандартов финансовой деятельности для того, чтобы банки имели время и возможность наращивать необходимый дополнительный капитал. Итак, с момента согласования предложений странами G-20 в ноябре 2010 г. до полного внедрения финансовыми системами стран новых базельских требований банки будут иметь достаточно времени и возможностей для того, чтобы сформировать собственные стратегии и получить положительный эффект от внедрения в собственную практику усиленных стандартов капитала и других нововведений Базельского комитета.

(См. Банковский надзор).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *