Андеррайтинг

Андеррайтинг (Underwriting) — услуги, предоставляемые андеррайтером относительно открытого (публичного) размещения (подписка, продажа) эмиссии ценных бумаг по поручению, от имени и за счет эмитента.

В роли андеррайтера выступает профессиональный участник рынка ценных бумагинвестиционный банк (брокерская компания или банк).

В случае публичного размещения ценных бумаг андеррайтер может брать на себя обязательства по договоренности с эмитентом относительно гарантирования продажи всех ценных бумаг эмитента, подлежащих размещению, или их части. Если выпуск ценных бумаг публично размещается не в полном объеме, андеррайтер может осуществить полный или частичный выкуп нереализованных ценных бумаг по определенной в договоре фиксированной цене на принципах коммерческого представительства согласно взятым на себя обязательствам.

Как правило, инвестиционный банк гарантирует эмитенту размещение всего нового выпуска ценных бумаг или оговоренной части. При этом он принимает на себя рыночный риск. Доход андеррайтера складывается за счет спрэда – разницы между ценой эмитента и ценой андеррайтера, по которой ценные бумаги предлагаются инвесторам.

Возможен андеррайтинг, при котором инвестиционный банк не гарантирует размещение, действуя как агент по поручению эмитента – принцип “максимума усилий” (best effort), когда андеррайтер старается продать максимальный объем предлагаемого к размещению выпуска; либо принцип «все или ничего» (all or none, AON), когда контракт между эмитентом и андеррайтером аннулируется, если оговоренная часть не размещается. Здесь рыночный риск несет эмитент, а доходом инвестиционного банка служат комиссионные отчисления. Зачастую используется комбинированный вариант – андеррайтер гарантирует размещение оговоренной части выпуска, остальная часть размещается на основе “максимума усилий”.

При больших объемах размещаемых ценных бумаг инвестиционный банк, выступая в роли ведущего менеджера (агента по размещению), формирует синдикат по размещению – группу андеррайтеров, которая принимает на себя обязательства по размещению ценных бумаг.

В международной практике используется также конкурентный андеррайтинг (competitive underwriting) – как правило, при размещении муниципальных облигаций либо ценных бумаг естественных монополий (железнодорожных компаний и др.). В рамках данной процедуры эмитент принимает заявки от ряда андеррайтеров с предложением условий. Андеррайтер, предложивший наилучшие условия (как правило, цену и – для облигаций – доходность), объявляется выигравшим, и с ним подписывается контракт на размещение.

Андеррайтинг осуществляется на основе типового договора, утвержденного Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, об обеспечении полной или частичной продажи ценных бумаг эмитента инвесторам, о полном или частичном их выкупе по фиксированной цене с последующей перепродажей. С целью организации публичного размещения ценных бумаг андеррайтеры могут заключать между собой договор о совместной деятельности.

В страховании в ряде стран мира термин андеррайтинг означает принятие риска на страхование. Андеррайтер оценивает все предлагаемые к страхованию риски (самостоятельно или пользуясь услугами страхового брокера), с помощью сюрвейера определяет достаточность требуемого страхователем страхового покрытия и условия полиса, рассчитывает размер страховой премии (страхового взноса). Андеррайтинг — это деятельность страховщика, направленная на оценку рисков, принимаемых в страхование, определение адекватного страхового тарифа и условий страхования, формирование прибыльного страхового портфеля.

(См. Проспект эмиссии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *