Среди объявлений по поиску работы довольно часто встречается такая вакансия как торговый представитель. В данной статье мы поговорим о том, кто же такой торговый представитель, какие задачи и функции он выполняет, какими навыками должен обладать торговый представитель, а также в чём заключаются преимущества и недостатки данной профессии.
Торговый представитель – кто это?
Торговый представитель – это лицо, которое выступает в роли «связующего звена» между продавцом и покупателем продукции, т.е. это представитель компании-продавца (производителя или дистрибьютора), который «продвигает» её продукцию. В роли покупателей выступают оптовые торговые компании, розничные сети продаж, бары, рестораны, отели и т.п.
Торговый представитель должен «проработать» потенциальных покупателей, грамотно презентовать продвигаемую продукцию, убедить покупателя в выгодности и экономической целесообразности её приобретения и, в конечном итоге, заключить договор на поставку продукции.
Задачи и функции торгового представителя
К основным задачам и функциям торгового представителя относится:
- поиск новых клиентов, презентация продукции, заключение договоров;
- работа с постоянными клиентами: регулярное посещение торговых точек и коммуникация с их представителями, консультирование персонала компании по вопросам реализуемой продукции, контроль наличия и ассортимента продукции, выявление реальных потребностей торговой точки, приём заказов для новых поставок продукции;
- контроль над состоянием исполнения договоров в части поставок продукции и осуществления своевременных расчётов;
- обеспечение документооборота;
- подготовка аналитических отчётов по продажам и развитию вверенной территории, прогнозирование объёмов продаж, сопровождение базы данных клиентов, сбор первичных данных, необходимых для разработки маркетингового плана компании-продавца.
Требования работодателей к торговому представителю
В отношении торговых представителей работодатели выдвигают ряд требований, к числу которых относятся следующие:
- Коммуникабельность. Работа торгового представителя строится на постоянном общении с людьми, соответственно требуется умение презентовать, продавать, убеждать, решать конфликтные ситуации.
- Профильное образование – необходимо досконально разбираться в продаваемой продукции, обладать навыками продаж, знать правила документооборота и заключения договоров, методы доведения товаров до потребителей.
- Наличие водительских прав и, в ряде случаев, собственного автомобиля. Робота торгового представителя проходит преимущественно вне офиса, нужно много передвигаться по вверенной территории.
Преимущества и недостатки должности торгового представителя
Основными преимуществами работы торговым представителем являются:
- возможность карьерного роста (при наличии положительных результатов можно стать, например, менеджером по развитию);
- зарплата напрямую зависит от результатов работы (оклад + % от продаж);
- работа вне офиса на «свежем воздухе»;
- гибкий график работы (при необходимости можно отлучиться для решения собственных вопросов).
К недостаткам можно отнести:
- ненормированный рабочий день, а иногда приходится работать и в выходные;
- большие психологические нагрузки (напряжённый режим работы);
- необходимо обладать физической выносливостью, требуется много передвигаться;
- наличие автомобиля — не у всех он есть, да и в случае поломки будет проблематично обслуживать вверенную территорию;
- материальная ответственность, т.к. иногда расчёты осуществляются наличными и торговый представитель выступает в роли инкассатора.