Франшиза и франчайзинг

Франшиза и франчайзинг

За последнее десятилетие термины франшиза и франчайзинг довольно часто используют в отечественном деловом лексиконе. Предпринимательская деятельность подвержена определённым рискам, особенно это касается новоиспечённых предпринимателей, т.к. статистика «выживаемости» свидетельствует отнюдь не в пользу бизнеса, построенного «с нуля». Если у предпринимателя нет опыта работы в данной сфере, то ему придётся набить не один десяток шишек на собственном лбу, пока бизнес не станет «на рельсы». Поэтому многие начинающие предприниматели отдают предпочтение работе по франшизе. О том, что же такое франшиза и франчайзинг, в чём их особенности, преимущества и недостатки, а также как выбрать франшизу и начать работу по ней мы и поговорим в данной статье.

Что такое франчайзинг?

Франчайзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия») – это вид делового сотрудничества, в силу которого одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за отдельную плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или осуществляет передачу права пользования своим товарным знаком, ноу-хау и/или операционными системами. В роли франчайзера, как правило, выступает компания с известным брендом, которая уже выработала свою модель ведения бизнеса, обладает некими технологиями, торговой маркой, завоевала благосклонность потребителей.

Франчайзи — это предприниматель или компания, которая покупает лицензию у франчайзера на право ведения бизнеса от его имени (на определённых условиях) за соответствующее вознаграждение.

Более детально о франчайзинге можно почитать здесь.

Что такое франшиза?

Франшиза – это объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, торговая марка, технологии и ноу-хау.

Проще говоря, франшиза – это использование бренда известной компании для продажи собственных товаров (или оказания услуг) на правах аренды. Франшиза позволяет франчайзеру не только популяризировать свой бренд, но и получить дополнительный доход, переложив при этом все затраты по ведению бизнеса «новой точки» на франчайзи.

В свою очередь, франчайзи, купив франшизу, получает не только право на ведение бизнеса под именем известного бренда, но и целый ряд дополнительных преимуществ, в число которых могут входить: поддержка со стороны франчайзера в части подготовки бизнес-плана, оказание консультационных услуг, обучение персонала, предоставление базы данных поставщиков и т.п.

Преимущества и недостатки ведения бизнеса по франшизе

Прежде чем принять решение о покупке готовой франшизы необходимо взвесит все «за» и «против». Итак, франшиза имеет ряд преимуществ.

Быстрый и лёгкий старт. Схемы работы по франшизе подготовлены командой профессионалов и уже «отточены» почти до совершенства. Франчайзи, даже не имея опыта работы в данной сфере бизнеса, получает вполне рабочую модель ведения бизнеса, исключающую разнообразные подводные камни, с которыми неизбежно сталкиваются новички.

Известный бренд. Для популяризации бренда и завоевания лояльности потребителя требуются огромные финансовые вложения, а также время (иногда на это могут уйти и годы). Поэтому бизнес по франшизе – это реальная экономия средств и времени в сравнении с продвижением собственной торговой марки, т.к. раскрученный бренд практически сразу позволяет генерировать поток клиентов.

Поддержка бизнеса со стороны франчайзера. С покупкой франшизы франчайзи получает целый «пакет поддержки»: консультации по подбору помещения и его брендированию, маркетинговые исследования рынка, обучение персонала тонкостям ведения бизнеса, рекламная поддержка и т.п. В данном случае следует отметить главное преимущество: компания-франчайзер заинтересована в успешном развитии бизнеса франчайзи, т.к. это не только имидж бренда самой компании, но и регулярные доходы в виде отчислений процента от бизнеса (чем больше оборот, тем больше «в карман»).

Отсутствие конкурентов в регионе с подобной франшизой. Договором франшизы предусматривается конкретная территория, на которую она распространяется, что избавляет предпринимателя от головной боли с появлением конкурентов.

Но франшиза обладает и некоторыми недостатками.

Цена вхождения в бизнес. Стоимость вхождения в бизнес является более высокой, т.к. помимо непосредственных затрат на организацию бизнеса, требуется осуществить так называемый паушальный взнос – разовый платёж за приобретение франшизы, размер которого в некоторых сферах бизнеса может достигать внушительных размеров (например, франшиза сети ресторанов может стоить от нескольких сотен тысяч долларов до одного миллиона).

Зависимость от франчайзера. Франчайзер устанавливает правила ведения бизнеса, определяет круг поставщиков, может регламентировать ценовую политику и прочие аспекты деятельности, что лишает обладателя франшизы манёвренности, а также не всегда является экономически оправданным. Возникновение финансовых и иных проблем у франчайзера способно оказать негативное воздействие и на деятельность франчайзи.

Обязательства. У покупателя франшизы есть ряд обязательств перед франчайзером – от регулярных выплат роялти до чёткого соблюдения условий предоставления бренда и соблюдения стандартов качества. В случае нарушения правил франшизы, к франчайзи могут быть применены штрафные санкции или же договор может быть вообще расторгнут по инициативе франчайзера.

Как выбрать франшизу?

На сегодняшний день франшизы продаются во многих сферах бизнеса: сети общественного питания, салоны красоты, фитнес-клубы, розничная торговля, развлечения и досуг, ломбарды и т.п. Поэтому, изначально необходимо определиться с областью, в которой вы бы хотели попробовать себя. Варианта, скорее всего, будет два: или то, что нравится (к чему лежит душа), или то, что приносит максимальный доход (быструю отдачу).

Также следует реально оценивать свои финансовые возможности: стоимость франшизы может достигать внушительных размеров. А помимо франшизы, требуются средства для организации бизнеса и, желательно, иметь деньги про запас на случай возникновения всяких непредвиденных расходов.

Где взять деньги?

Самый оптимальный вариант – использовать собственные сбережения. Если их недостаточно, можно поискать партнёра для долевого участия. В крайнем случае – одолжить, например, в банке. Но здесь нельзя на 100% быть уверенным в том, дадут ли вам кредит. Пообщайтесь с франчайзером, возможно он предоставит вам рассрочку или согласится выступить поручителем по вашему банковскому кредиту.

Выбираем франшизу

В интернете полно сайтов и объявлений по продаже франшиз. Также с условиями продажи франшизы можно ознакомиться на сайтах ведущих брендов, которые работают по данной схеме.

При выборе франшизы обращаем внимание на следующие моменты.

Сеть франчайзинговых точек: если у компании их много и они успешно развиваются – это однозначно «плюс». Напротив, если компания только начинает осваивать франчайзинг, то возможны нюансы – будьте предельно осмотрительны (процессы, скорее всего, ещё не отлажены — возможны «сюрпризы»).

Качество франчайзера. В идеале, франчайзинговая компания должна быть не новичком, а уверенно «стоять на ногах», иметь положительную деловую репутацию и позитивную динамику своего развития. В противном случае есть риск того, что продажа франшиз осуществляется только с целью «удержаться на плаву». Попробуйте пообщаться с людьми, которые уже работают по данной франшизе: так вы узнаете мнение о франчайзере из «первых уст».

Условия сотрудничества. Детально ознакомьтесь с условиями франшизы и изучите текст предварительного договора, обратите внимание на права и обязанности сторон, на какую поддержку вы можете рассчитывать, есть ли технико-экономическое обоснование проекта и предварительный расчёт сроков окупаемости инвестиций и т.п.

Приступаем к работе по франшизе

После ознакомления с условиями франшизы и оценки всех рисков и выгод можно приступать к работе. Но для старта потребуется ещё приложить некоторые усилия и провести определённые подготовительные работы, к числу которых относятся следующие.

Актуализация бизнес-плана

Как правило, франчайзер предоставляет франчази проект бизнес-плана, в котором содержатся базовые прогнозные данные, такие как: сумма денежных средств, необходимых на аренду и ремонт помещения, на закупку производственного или торгового оборудования, затраты на закупку сырья, материалов, комплектующих, затраты на сбыт и прочие расходы, а также прогнозный объём выручки от реализации, прибыли и срока окупаемости вложений. Учитывая, что это типовой проект, ряд данных в нём потребуется актуализировать исходя их специфики вашего региона и прочих индивидуальных особенностей. Наличие актуального бизнес-плана поможет вам чётко планировать и контролировать ход реализации проекта.

Выбор и ремонт помещения

Прежде чем приступить к поиску помещения, его ремонту и подбору персонала, ознакомьтесь с требованиями, которые выдвигает франчайзер, т.к. иногда они бывают довольно жёсткими. Это избавит вас от двойной работы. К тому же некоторые франчайзеры на данном этапе готовы оказать всяческое содействие: помощь в подборе помещения, подготовка проекта дизайна помещения, обучающие тренинги для персонала, услуги мерчендайзеров, рекламная поддержка и организация торжественного открытия точки.

Плановое взаимодействие с франчайзером

После открытия точки и запуска бизнеса отношения между франчайзером и франчайзи не ограничиваются лишь регулярными выплатами роялти – компания-продавец активно участвует в жизни и развитии новой точки. Франчайзер осуществляет маркетинговую поддержку, проводит работу по обучению и повышению квалификации персонала, занимается разработкой акций, стимулирующих продажи – таких, как распродажи и спецпредложения. Розничные точки получают консультации байеров для закупок именно тех товаров, которые будут пользоваться спросом. И, разумеется, франчайзи ждет регулярное сотрудничество с франчайзером в области закупок и доставки товара.

Окупаемость франшизы зависит от целого ряда факторов, однако, как правило, её сроки меньше, чем окупаемость бизнеса, построенного «с нуля». К тому же выручка от реализации и прибыль являются более стабильными, т.к. франчайзи в некоторой мере застрахован от тех сложностей, которые ожидают каждого начинающего предпринимателя.