Имидж

Имидж (от англ. Image — образ) — образ объекта, сформировавшийся в психике людей, к которому у них возникает оценочное отношение, проявляемое в форме мнения. Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека, сумма впечатлений, которые складываются в сознании людей и определяют отношение к ним. Товар, услуга, предприятие, чей имидж получил признание потребителей, обеспечивают в дальнейшем верность потребителя соответствующей фирменной и торговой маркам и прочное положение на рынке.

Имидж включает семиотическую, когнитивную, образную и эмоциональную составляющие. Это мультидисциплинарное понятие, которое разрабатывается в практической психологии, социологии, политологии, педагогике, акмеологии, физиогномике, костюмологии, маркетинге.

Имидж — трехуровневый феномен индивидуального, группового или массового сознания, фиксирующий и реализующий цели его создателей и соответственно отражающийся в экономике и практике продвижения и продаж. Различают также габитарный (в связи с внешним видом), кинетический (в отношении к кинетике объекта), средовой имидж (в контексте среды обитания объекта) и др. Понятию имидж близки также понятия «популярность» (широкая известность в позитивном плане) и «престиж» (позитивная значимость для определенной группы людей).

Категория «имидж» применима к любому объекту, с которым может вступить во взаимодействие человек и который становится предметом социального познания:

  • человек (имидж персоны);
  • организация (корпоративный имидж);
  • сфера общества (имидж науки, культуры, религии, бизнеса, банковской сферы);
  • социально-профессиональная роль или позиция (имидж эколога, политика);
  • образовательные достижения (имидж бакалавра, кандидата наук, выпускника университета);
  • предмет (имидж бриллианта, фуражки);
  • торговая марка, бренд (имидж Mercedes).

«Имидж» и «бренд» — родственные понятия, но далеко не синонимы. Во-первых, понятие «бренд» применяется, как правило, если целью является продажа товара, а понятие «имидж» может быть использовано независимо от заинтересованности в продажах. Во-вторых, бренд, входя в состав интеллектуального капитала, представляет собой компонент клиентского, потребительского капитала и измерим в денежных единицах; что касается имиджа, то он далеко не всегда измерим в деньгах. Кроме того, в отличии от бренда, имидж может быть не только положительным, но и отрицательным. Наконец, у бренда может быть имидж, и имидж может содействовать формированию бренда, но обратное понятие «бренд имиджа» невозможно.

Создание имиджа (имиджмейкинг или image building) базируется на нескольких принципах:

  • учета реального содержания объекта — того, что при создании имиджа удваивается благодаря отражению в имидже;
  • цели создания имиджа и характеристики аудитории;
  • учета материала — отражение отдельных фрагментов реальности в СМИ, на других носителях, дополнительно обработанные и стандартизированные;
  • композиции и режимов предъявления — определение направленности и общей логики, создание целого из фрагментов, определение пространственного и временного порядков их предъявления.

Выделяются этапы формирования имиджа: определение целей процесса, изучение объекта, оценка аудитории, коррекция характеристик объекта, символизация, позиционирование, презентация имиджа.

Работа по формированию или коррекции имиджа товара в маркетинге предполагает:

  • сегментирование рынка и исследование потребителей и стилей их жизни, особенно целевых групп, анализ потребностей и мотивов потребителей, их оценок, определение рациональных и других компонентов образа;
  • выработку рекомендаций по разработке товарного знака, слогана и других компонентов фирменного стиля, содержания и способов подачи рекламных материалов и материалов по связям с общественностью, в т.ч. с учетом закономерностей внимания и памяти, влияния цвета и формы на восприятие человека.

Имидж организации можно определить как сформировавшийся, действенный, эмоционально окрашенный образ организации или отдельных ее составляющих, наделенных определенными характеристиками, основанными на реальных или приписываемых перцептивных свойствах конкретной организации, обладающих социальной значимостью для воспринимающего.

Структура имиджа включает 5 компонентов:

  1. Имидж субъекта: представления общества относительно уникальных характеристик:
    • основные преимущества (выгоды, обеспечиваемые успешным завершением данной программы);
    • дополнительные преимущества, обеспечивающие отличительные свойства (слоган, дизайн, реклама, качество, т.д.).
  2. Имидж потребителей: представления о стиле жизни, общественном статусе, о личностных (психологических) характеристиках населения.
  3. Внутренний имидж структуры: представления сотрудников о своей организации, лидере. Детерминантность внутреннего имиджа в культуре и социально-психологическом климате организации, требует особого отношения к данным аспектам.
  4. Имидж лидера и ближайшего окружения: включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности.
  5. Имидж представляющей его структуры: собирательный, обобщенный образ организации, раскрывающий наиболее характерные черты лидера:
    • профессиональная компетентность;
    • культура и коммуникабельность;
    • социально-демографические и физические данные: возраст, пол, уровень образования, наличие-отсутствие физических дефектов;
    • визуальный имидж.

Факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа организации:

  1. Финансовое положение организации.
  2. История организации, фирмы, ее традиция и репутация.
  3. Личность руководителя.
  4. Паблисити — рекламная известность.
  5. Забота о персонале.
  6. Социальная ответственность перед обществом.
  7. Управление организацией.
  8. Фирменный стиль.
  9. Этичность деятельности и отношений.