Зеленая карта

Зеленая карта (green card) —

  1. соглашение о взаимном признании страхового покрытия гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта и об оказании взаимной помощи по урегулированию убытков, возникающих в международном автотранспортном сообщении;
  2. свидетельство, дающее вид на жительство в США при определенных условиях.

Зеленая карта — страховой полис по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта, действующий на территории стран-членов Соглашения. Это значит, что, если иностранным держателем такого полиса нанесен ущерб третьей стороне в стране пребывания, страховая компания, к которой он обратился, должна полностью возместить нанесенный или возникший ущерб. Соглашение о зеленой карте было оформлено в 1953 г. по рекомендации Экономического и социального совета ООН.

Зеленая карта – международная система по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспорта, получившая название по цвету документа, подтверждающего наличие такого страхования.

В 1949 г. в Лондоне страховщики ряда европейских стран учредили орган управления системы – Совет Бюро, функцией которого первоначально было оказание через гарантийный фонд взаимной помощи по урегулированию убытков пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в случаях, когда виновная сторона не имела страхования или скрылась с места происшествия.

Система Зеленая карта вступила в действие с 1 января 1953 г., а члены системы – 10 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция) – заключили между собой соглашение, основанное на типовом Лондонском образце соглашения.

В 1984 г. после внесения дополнений документ стал называться «Женевские рекомендации». В нем определяются:

  1. основные понятия: член системы, страхователь (лицо, застрахованное согласно условиям договора и имеющее действующее страховое удостоверение – Международную карту автострахования), средство автотранспорта, страховой полис, ДТП, претензия и др.;
  2. порядок выдачи страховых документов, рассмотрения и урегулирования претензий;
  3. размеры расходов по ведению дел, порядок взаиморасчетов между Бюро и другие положения системы.

Основные принципы соглашения:

  • признание государством, где временно пребывает иностранное лицо, страхового покрытия его гражданской ответственности, которую он несет как владелец автотранспортного средства;
  • передача полномочий по урегулированию убытков страховщиком иностранного лица национальному страховщику государства, на территории которого причинен ущерб.

В каждой стране – члене системы создаются Бюро, обеспечивающие страхователей страховыми полисами «Зеленая карта» и решающие возникающие на территории данного государства проблемы страховых убытков путем предъявления исков в причинении ущерба к виновным иностранцам, имеющим полис Зеленой карты.

Условия функционирования международной системы Зеленая карта:

  • государство признает законность системы;
  • национальное законодательство содержит положения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
  • полис «Зеленая карта» предоставляет страховое покрытие на территории иностранного государства – члена системы в объеме законодательства этого государства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Международная карта автострахования, или Зеленая карта, является документом, подтверждающим наличие страхования гражданской ответственности, выпускается на одном из европейских языков по выбору национального Бюро и содержит все необходимые сведения об автотранспортном средстве, его владельце, условиях страхования.

В случае ДТП владелец обязан предъявить Зеленую карту представителям власти и сообщить пострадавшей стороне адрес Бюро в стране посещения, которое будет заниматься урегулированием претензии. Урегулирование убытков производится на основе взаимных расчетов между национальными Бюро – членами системы.

Страховщик, предоставивший страховое покрытие, обязан обеспечить выплату пострадавшей стороне в соответствии с требованиями закона страны пребывания. Отказ в страховой выплате возможен по усмотрению Бюро страны, в которой произошел страховой случай:

  • если пострадавший может получить компенсацию через органы социального обеспечения;
  • если убыток произошел по вине лица, незаконно завладевшего транспортным средством.

В 2016 г. в систему «Зеленая карта» входило 48 государств.

В некоторых странах ущерб не лимитирован. Это означает, например, что если суд признает необходимость пожизненного содержания семьи пострадавшего, то страховой компании придется его оплачивать.

В некоторых странах Африки и Азии действуют свои международные системы страхования, аналогичные Зеленой карте, а именно:

  • Розовая карта — в 6 странах Центральной Африки;
  • Коричневая карта — в 14 странах Африки;
  • Оранжевая карта — в 19 арабских странах Африки и Азии, в некоторых из которых действует и европейская Зеленая карта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *