Точка безубыточности

Точка безубыточности или порог рентабельности (break-even point) – уровень производства, при котором величина издержек равна стоимостному объему реализации. Предприятие при этом не имеет прибыли и способно только возмещать переменные и постоянные затраты.

Точка безубыточности является одним из показателей, применяемых для оценки эффективности инвестиционных проектов. Поскольку точка безубыточности соответствует объему продаж продукции, начиная с которого ее выпуск должен приносить прибыль, рассчитанный для ее достижения объем продаж (выпуска) сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия.

Расчет точки безубыточности производится по формуле:

 Q = F/(P – V)

где
Q – точка безубыточности (объем продаж);
F – сумма постоянных расходов;
Р – цена за единицу продукции;
V – переменные расходы на единицу продукции.

Анализ безубыточности проекта позволяет выявить зависимость размера прибыли от определяющих факторов: объема продаж, изменения цены продукции, расходов на строительство предприятия, цен на сырье и т.д. Эта информация с учетом желательного диапазона значений цен продажи, расходов предприятия и т.д. может использоваться для оценки инвестиционного проекта и инвестиционного риска.

Точка безубыточности — минимальный объем продаж, необходимый для покрытия всех затрат предприятия при заданной цене; определяется как усредненно по предприятию в целом, так и по отдельным продуктам и продуктовым группам. Может определяться по графику безубыточности или расчетным путем.

График безубыточности производства (break-even graf) — график, позволяющий определить убыточность или прибыльность производства при разных ценах на факторы производства, различных уровнях цены продукта и разных объемах производства.

Точка безубыточности
График безубыточности

где
I-I — линия дохода;
СС — линия издержек;
F-F —постоянные издержки;
О — точка безубыточности при данной цене и данных ценах факторов производства.

Определение точки безубыточности является основным элементом системы анализа «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли».

Основная цель анализа безубыточности — определить минимальный объем производства, который должен быть превышен для получения прибыли бизнесом. Это также приблизительный показатель влияния маркетинговой деятельности на прибыль. Фирма может проанализировать идеальные уровни производства продукции, чтобы определить такие объемы продаж (выручки), которые обеспечат достижение точки безубыточности, а также позволят превзойти ее.

Точка безубыточности — один из самых простых, но редко используемых аналитических инструментов. Определение точки безубыточности помогает получить динамическое представление о взаимосвязи между продажами, затратами и прибылью. Точка безубыточности — это особый случай продаж с целевым доходом, где целевой доход равен 0 (безубыточность). Это очень важно для финансового анализа. Любые продажи, осуществленные после точки безубыточности, могут считаться прибылью (после оплаты всех первоначальных затрат).

Следует отметить, что анализ точки безубыточности имеет определенные ограничения (допущения):

  • Анализ безубыточности — это лишь анализ со стороны предложения (т.е. только затрат), поскольку он ничего не говорит вам о том, какие продажи на самом деле могут быть для данной продукции по этим уровням цен.
  • Предполагается, что постоянные затраты (FC) постоянны. Хотя это верно только отчасти — в краткосрочной перспективе, например, увеличение масштабов производства может вызвать рост постоянных затрат.
  • Предполагается, что средние переменные затраты постоянны на единицу продукции, по крайней мере, в диапазоне вероятных объемов продаж. (т.е. предполагается их линейность).
  • Предполагается, что количество произведенных товаров равно количеству проданных товаров (т.е. количество товаров, хранящихся в запасах на начало периода, и количество товаров, хранящихся в запасах на конец периода, не изменилось).
  • В компаниях, производящих несколько продуктов, предполагается, что относительные пропорции каждого проданного и произведенного продукта постоянны (т.е. структура продаж постоянна).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.