Технология и техника аудиторских проверок

Технология и техника аудиторских проверок (audit practice) — последовательность проведения аудиторской проверки с указанием основных аналитических процедур и методов получения аудиторских доказательств, источников информации и методов ее обработки, исполнителей отдельных работ и оформления аудиторских документов.

Самостоятельная часть технологии и техники аудиторских проверок — составление программ аудита. При детальной проработке программы аудиторской проверки технология ее проведения расписывается достаточно подробно. Чаще всего она является «ноу-хау» аудиторской фирмы и формируется как внутренний документ, который остается у аудитора.

В технологической карте аудита:

  • увязаны направления аудиторской проверки, состав аудиторских доказательств, информационные данные и аналитические процедуры;
  • определены требования к квалификации специалистов, которые должны проводить проверку конкретных операций;
  • обоснована аудиторская выборка;
  • рассчитана трудоемкость работ или обоснована необходимая численность работников для выполнения работ в определенные сроки.

Важная часть технологии проведения аудита — обоснование состава аудиторских документов, то есть формы завершения отдельных этапов проверок, порядка их обсуждения и согласования с целью включения в аудиторское заключение.

Техника аудита в большой мере связана с использованием аналитических процедур:

  • методов сравнения (что позволяет оценить соответствие фактического состояния учета и финансовой отчетности установленному порядку, заданному или нормативному уровню);
  • методов детализации и отклонений (когда аудитор должен выяснить, что привело к изменениям, каковы источники выявленных отклонений, оценить происшедшие структурные изменения);
  • методов элиминирования и факторного анализа (позволяющих вскрыть причины изменения финансовых результатов деятельности организации и спрогнозировать ее развитие, дать оценку финансовой устойчивости организации).

Чем более широко в аудиторской проверке представлены аналитические процедуры, тем надежнее и полнее технология аудита. Особое место в технологии аудита занимает контроль за правильностью компьютерной обработки данных, программных продуктов, совместимостью программных продуктов, которые используются для учета в разных подразделениях и на разных участках производства проверяемого экономического субъекта.

Технология и техника аудиторских проверок, учитывающая специфику проверяемых хозяйствующих субъектов, определяется в виде частных методик аудиторских проверок.

Технология аудиторской проверки не имеет строгой регламентации и не зафиксирована нормативно-правовыми документами. Но она обязательно отвечает определенному набору требований и включает несколько этапов, которые могут осуществляться в определенной последовательности, это:

  1. планирование аудита (предварительное знакомство с клиентом, оформление контракта или письма-обязательства, изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента, оценка рисков, подготовка плана и программы аудита). Цель — организовать эффективную и экономически оправданную проверку;
  2. сбор аудиторских доказательств (выполнение аудиторских процедур: тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу). При этом необходимо проверить: учредительные и другие общие документы, хоздоговоры, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля, комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета. При проведении аудиторской проверки следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Необходимо руководствоваться правилами (стандартами) «Аудиторские доказательства», «Первичный аудит
    начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аналитические процедуры», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и т.д.;
  3. документирование (документируются основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита). Рабочая документация должна быть достаточно полной и убедительной. При оформлении хода аудита необходимо руководствоваться положениями правила (стандарта) «Документирование аудита;
  4. заключительный этап (завершение подготовки рабочей документации, информирование руководства аудируемого лица по результатам проверки, формулирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка аудиторского заключения).

Методики выполнения аудиторских проверок разрабатываются специалистами аудиторской организации и составляют их коммерческую тайну.

Основные подходы формирования методики аудита:

  1. бухгалтерский (разработка методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета);
  2. юридический (включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения);
  3. специальный (включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками);
  4. отраслевой (разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности).

Все методики разрабатываются по единой типовой схеме, включающей перечень нормативно-правовых документов. Используются тесты, анкеты, таблицы и т.д. Важную роль играют компьютерные информационные технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.