Претензия

Претензия (на средневековой латыни praetensio — притязание, требование) — по определенным видам договоров (например, по поставке) — требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи или выполненной работы. Без предъявления претензии (т.е. без соблюдения так называемого претензионного порядка) суд не принимает споры к рассмотрению.

В страховании претензия — заявленное требование страхователя, правопреемника или третьего лица о возмещении ущерба (в пределах страховой суммы), следующее за страховым случаем. Вытекает из содержания договора страхования.

Претензия оформляется в письменной форме, обычно на бланке страховщика, где обосновывается факт и обстоятельства страхового случая. Права и обязанности сторон, порядок предъявления и урегулирования претензии определяются правилами страхования (прилагаются к страховому полису).

Обычно претензия возникает в связи с реализацией страхового риска. Содержит существенные факты и обстоятельства страхового случая, которые при крупных убытках проверяются аджастером. По результатам проверки аджастер составляет акт (экспертное заключение). Одновременно страховщик собирает дополнительную информацию о страховом случае, заявленном в претензии, из независимых источников. Как правило, для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в претензии, страховщик может передать ее аджастеру (который документально подтверждает или опровергает сведения, содержащиеся в заявленной претензии. С учетом этих сведений принимается решение о выплате страховой суммы или страхового возмещения (удовлетворении заявленной претензии).