POS-кредитование

POS-кредитование (POS — Point Of Sale) — направление розничного бизнеса банков, предусматривающее выдачу кредитов на определенные товары непосредственно в торговых точках. POS-кредитование считается высокодоходным, но при этом и высокорискованным.

Сегодня в любом крупном магазине бытовой или компьютерной техники, мебели и даже одежды покупателю предлагают услугу экспресс-кредитования. Это хороший выход для тех, кому не хватает денег на понравившуюся вещь, а купить хочется здесь и сейчас. Теперь достаточно заплатить небольшую часть стоимости товара, на недостающую сумму оформить кредит и уйти домой с вожделенной покупкой.

Как правило, такие кредиты отличают высокие процентные ставки — от 30%. Однако, в виду того, что POS-кредиты выдаются, как правило, на относительно небольшие суммы, по сравнению с другими кредитными продуктами, то выплата больших процентов не сильно беспокоит заемщиков, т.к. срок одобрения кредита и простота его получения существенно перевешивают данный недостаток.

Часто, заемщик при оформлении кредита не обращает на содержащийся в договоре пункт, в котором указывается, что при подписании соглашения банк вправе выпустить клиенту кредитку. Такой ход позволяет банку увеличить продажи кредитных карт.

Активное развитие POS-кредитования в стране обусловлено выгодами, которые извлекают все участники этого процесса:

  • заемщик имеет возможность приобрести желаемый товар «здесь и сейчас», затратив при этом минимальные усилия на оформление POS-кредита;
  • банку открывается дополнительный сегмент кредитного рынка, что обеспечивает рост кредитного портфеля, его диверсификацию (относительно мелкие суммы кредитов на фоне большого количества заемщиков), получение доходов от проведения кредитных операций, наращивание клиентской базы и т.п.;
  • наличие программ POS-кредитования позволяет торговой точке увеличить объем реализации продукции (до финансового кризиса некоторые торговые сети свыше 50% своей продукции реализовывали посредством POS-кредитования).

Конечно же, POS-кредитование имеет и определенные недостатки. Например, с точки зрения заемщика POS-кредит — это относительно дорогой способ заимствования денежных средств, с точки зрения банка — это высокорисковый продукт (относительно высокий объем просроченной задолженности, связанный с недостаточным уровнем оценки кредитоспособности заемщиков, высокий уровень мошенничества в POS-кредитовании и т.п.).

Учитывая тенденции развития электронной коммерции и рост числа интернет-магазинов, POS-кредитование все активнее продвигается в сети Интернет. Сейчас многие торговые интернет-площадки сотрудничают с банковскими учреждениями в части POS-кредитования: заявку на оформление кредита можно заполнить он-лайн на сайте магазина.