Гармонизация налогов

Гармонизация налогов (tax harmonization) – систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения.

Гармонизация налогов впервые начала осуществляться в конце XIX – начале XX века при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. В условиях углубления международной экономической интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и национального налогового права различных государств.

Тенденции обусловлены:

  • внешнеэкономической интернационализацией контактов в различных сферах деятельности на межгосударственном уровне;
  • приведением внутреннего правового регулирования и экономических отношений в соответствие с принципами и нормами международного экономического права;
  • внешнеполитическими обстоятельствами.

Гармонизация налогов способствует преодолению ряда отрицательных налоговых явлений: двойного налогообложения, ухода от налогов и др.

Гармонизация налогов означает полную унификацию всех налоговых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, слаженности налоговых систем различных государств на основе международных договоров и межгосударственных соглашений.

Несколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики. Впервые положение об унификации национальных налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25 мая 1957 г., что послужило началом создания Европейского Содружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза. В дальнейшем, проводя единую финансовую политику, европейские государства стали создавать условия для сближения налоговых систем.

В 60-х гг. начали решаться проблемы международного двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торговой политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания территории с единым налоговым режимом. Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран-членов ЕС, согласно которым национальная налоговая политика не должна:

  1. препятствовать свободе продвижения товаров;
  2. свободе передвижения лиц;
  3. вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС.

Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налоговых систем проявляется также в процессе согласования налогового законодательства стран-участниц ЕС. В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран-участниц ЕС проводилась обязательная и последовательная унификация взимания косвенных налогов. В частности, введено новое налоговое регулирование по НДС путем унификации принципов его исчисления и введения единых правил взимания при проведении экспортно-импортных операций, сближения уровней налоговых ставок. Акцизы на некоторые товары (чай, соль, сахар) были отменены, а на остальные товары установлены единые ставки.

Гармонизация прямого налогообложения началась с 1987 г. – с принятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения. В 1988 г. принята Директива о гармонизации правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80–90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др.

Государства-члены ОПЕК создали гармонизированную налоговую систему как согласованную систему платежей в государственную казну. Платежи взимаются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторождений на территории стран ОПЕК. Начатые с 50-х гг. процессы гармонизации привели к подписанию в 1973 г. соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступлений в бюджет через систему согласованных концессий.

Развивающиеся международные экономические процессы активизируют интеграцию налоговых систем и в рамках АСЕАН.

Расширение внешнеэкономического сотрудничества требует согласования экономической и финансовой политики, в т.ч. принципов налоговой политики стран-участниц СНГ. Объясняется это высокой степенью интегрированности и взаимосвязями всех хозяйственных секторов стран СНГ. Для минимизации действий, наносящих экономический ущерб друг другу, проведения скоординированных экономических реформ, направленных на создание рыночной экономики, в которой главными экономическими регуляторами являются налоги, правительства СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов в интересах всех государств, входящих в Содружество. Поскольку одним из самых перспективных направлений реформирования налоговых систем является гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности, согласование налоговой политики стран СНГ направлено на обеспечение заинтересованности в инвестиционной, а также других формах финансово-хозяйственной деятельности на их территории. В соглашении стран-участниц СНГ зафиксировано обязательство координировать такие положения законодательства о налогах, как:

  • правила определения субъектов и объектов налогообложения;
  • порядок учета затрат на производство и реализацию продукции (по налогу на прибыль предприятий);
  • принципы определения облагаемых доходов и не подлежащих налогообложению доходов (по подоходному налогу с физических лиц);
  • применение единой ставки НДС и унифицированного порядка его исчисления и уплаты.

По вопросам двойного налогообложения каждая из участвующих стран СНГ должна заключать новые соглашения между собой и с другими иностранными государствами и выполнять их самостоятельно. 15 мая 1992 г. в Ташкенте подписан Протокол об унификации подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Главы правительств стран-участниц СНГ договорились использовать между собой и с третьими странами типовое соглашение, которое определяет унифицированные подходы и условия при подготовке соответствующих соглашений. Типовое соглашение, подписанное Советом Глав Правительств стран СНГ, имеет рекомендательный характер. Подписан также Договор о Таможенном союзе между рядом стран-участниц СНГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.