Логистика

Логистика (от греч. «logistike» — искусство вычислять, рассуждать) — интегральный инструмент менеджмента и маркетинга, позволяющий эффективно управлять материальными и/или сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств, снижая затраты по удовлетворению требований конечных потребителей к качеству продуктов/услуг и своевременности их получения в виде, готовом для потребления.

Логистика предполагает управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессах доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации и финансов.

Одно из известных определений логистики характеризует ее как способность гарантировать наличие нужного изделия требуемого качества и состояния в требуемом количестве, нужном месте, в нужное время, для нужного потребителя и по правильной цене. Логистику также можно определить как деятельность по рациональной организации движения ресурсов для удовлетворения потребительского спроса.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

В Римской империи термин «логистика» обозначал правила распределения продовольствия. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который определил логистику как практическое искусство маневра войсками, которое включает не только организацию перевозок, но и широкий круг вопросов по планированию, управлению, снабжению, определению места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Логистику начали впервые переносить из военной области на хозяйственную жизнь в 1950-х гг. в США.

Одним из основных понятий логистики является понятие «логистическая система». Это, собственно, весь тот бизнес, куда внедряется логистика. Логистическая система, как правило, состоит из нескольких подсистем, обычно функциональных, в связи с чем выделяются несколько видов (подсистем) логистики: закупочная, транспортная, складская и сбытовая.

Эти подсистемы могут как существовать автономно, так и увязываться между собой в логистическую систему по принципу «обратной связи». Логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми функциональными сферами деятельности фирмы, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибуция, организация продаж.

Другое важное понятие логистики — «логистическая цепь». Это линейно упорядоченное множество всех физических, юридических лиц — участников логистического процесса (производителей, дистрибуторов, складов общего пользования и т.д.), осуществляющих, в т.ч. и с добавочной стоимостью, логистические операции по доведению внешнего ресурсного потока от одной логистической системы до другой. Формирование логистической цепи представляет собой выбор конкретного дистрибутора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, исследования операций и др.

Простейший пример логистической цепи — цепь «производитель — перевозчик — потребитель». Материальным потоком называют находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, продукцию незавершенного производства и готовую продукцию, к которым применяются логистические действия, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Логистика начинается не со склада, а с оптимизации состава партнеров, учета их мотивации. Логистика решает такие задачи, как:

  • минимизация времени транзита;
  • оптимизация запасов;
  • создание системы оценки показателей собственной работы;
  • снижение логистических рисков.

Решению этих задач должно способствовать государство, создавая условия для развития и оптимизации систем распределения логистических потоков.

Внедрение современных методов логистики, как показывает практика, может обеспечить 20%-ный рост прибыли уже на первом этапе этой работы и открыть новые горизонты в перспективе.

Логистика является одним из самых универсальных видов деятельности в мире. Поэтому от менеджера по логистике требуются профессиональные знания в области менеджмента, маркетинга, организации производства, информационных технологий, экономики, финансового управления и т.д. Он должен знать и понимать правила перевозки грузов на всех видах транспорта, тарифы и системы складирования грузов, анализ запасов и производство, системы закупок, отношения между функциями логистики, уметь связывать ее с другими видами деятельности фирмы. Он должен думать о потоке ресурсов не только в пределах собственного предприятия, но и вне его.

По мнению специалистов, с логистическими системами связано получение 20-30% валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1% логистических издержек эквивалентно почти 10%-ному увеличению объема продаж фирмы.