Управление страховым риском

Управление страховым риском — целенаправленные действия страховщика и (или) сюрвейера (аджастера) по ограничению или минимизации риска при заключении и исполнении договоров страхования.

Управление страховым риском отличается от управления рисками в других сферах бизнеса, что обусловлено спецификой самого страхования. Страховая компания должна постоянно отслеживать изменения риска в тех или иных отраслях (сферах), вести соответствующий статистический учет, анализировать и обрабатывать соответствующую информацию. С этой целью страховые компании используют систему управления страховым риском, которая включает ряд различных мероприятий организационно-финансового характера, позволяющих в определенной степени предсказать последствия и размер ущерба, который будет подлежать возмещению (см. Страховое возмещение).

Управление страховым риском включает три основных позиции:

  1. выявление последствий деятельности хозяйствующих субъектов в ситуации риска;
  2. умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;
  3. разработка и осуществление мер минимизации риска (нейтрализации, ограничения или компенсации вероятных негативных последствий воздействия на объект страхования).

Управление страховым риском на практике означает последовательное использование страховщиком структурных элементов управления риском:

  1. идентификация (определение) риска;
  2. оценка риска;
  3. контроль за риском;
  4. финансирование риска.

Эти структурные элементы полностью или частично содержатся в ситуационном плане, включающем конкретные предписания, что должен делать каждый участник страховых правоотношений в той или иной ситуации и каких последствий следует ожидать.

Управление страховым риском начинается с идентификации (определения) риска. Наличие ситуационного плана значительно уменьшает неопределенность действий хозяйствующих субъектов при реализации риска. Каждый вид страхования имеет свою специфику управления риском. Например, в морском страховании содержание его структурных элементов заключается в идентификации риска и предполагает инспектирование судов, грузов, портовых сооружений, складов, анализ информации по маршрутам перевозки и причинам страховых случаев при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах и др. По результатам этой работы устанавливается потенциальный риск.

Оценка риска предполагает соизмерение всех основных и сопутствующих рисковых обстоятельств, связанных с договором морской перевозки грузов и (или) пассажиров, вычисление вероятности наступления страхового случая и величины максимально возможного ущерба. Насколько точно устанавливается вероятность риска, настолько объективно и достоверно может быть оценен риск. Расхождение между объективно существующей величиной риска (она может, например, вычисляться на основе анализа данных официальной статистики) и ее субъективным восприятием зависит от степени доступности информации по данному вопросу.

Оценка риска — комплексная диагностика рисков с помощью различных методов: эмпирического, статистического, наблюдения, документального учета и др. Она позволяет определить потенциальное влияние риска на объект страхования, а также теоретическую вероятность того, что опасность реализуется. Оценка рисков осуществляется с помощью актуарных расчетов, предусматривающие применение статистических и математических методов. В системе оцени рисков выделяют 3 основных метода:

  1. метод средних величин заключается в том, что отдельные рисковые группы делят на несколько подгрупп, чтобы создать аналитическую базу для определения риска по рисковым признакам (например, балансовая стоимость объекта страхования, суммарные производственные мощности, вид технологического цикла и т.д.);
  2. метод процентов представляет собой совокупность скидок и надбавок (накидок) к имеющейся аналитической базе, зависящих от возможных положительных и отрицательных отклонений от среднего рискового типа. Используемые скидки и надбавки выражаются в процентах (иногда в промилле) от среднего рискового типа;
  3. метод индивидуальных оценок используется тогда, когда риск нельзя сопоставить с известным средним типом рисков. Страховщик делает произвольную оценку, отражающую его профессиональный опыт и субъективный взгляд. Внедрение достижений научно-технической революции в различные отрасли промышленности и сельского хозяйства, создание крупномасштабных объектов с высокой стоимостью и уникальностью технологий все больше делают необходимым использование этого метода при заключении договоров страхования.

Контроль риска предполагает участие страховщика в оперативном надзоре за техническим состоянием и эксплуатационными процессами на объекте страхования, в отношении которого действует его ответственность (строительство, ремонт и надлежащая эксплуатация судов). Помимо этого контролируется соблюдение требований к безопасности хранения и технологии обработки грузов. Вместе с тем разрабатываются превентивные мероприятия в отношении конкретных объектов страхования.

Финансирование риска предполагает возмещение расходов по всему перечню работ на осуществление управления им, а также расходов по осмотру аварийных судов и грузов, быстрейшему урегулированию убытков и взысканию ущерба с виновной стороны.

К существующим методам контроля за риском относятся: уничтожение (упразднение), поглощение, передача риска. На практике, как правило, используются их сочетания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.