Правительственные займы

Правительственные займы (public credit) – форма государственного долга страны: способность политических организаций, исполнительных органов власти приобретать средства в обмен на свое обещание их выплатить.

Правительственные займы предоставляются в виде облигаций и обязательств правительства и прочих государственных органов (на муниципальном уровне – муниципальные займы).

Правительственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по правительственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме правительственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Правительственные займы размещаются на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Правительственные займы классифицируются следующим образом:

  1. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему.
  2. По сроку заимствования займы могут быть краткосрочными (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).
  3. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами; внутренние займы – перед резидентами.
  4. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств правительственные займы могут быть закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Беззакладные займы не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.
  5. По форме выплаты дохода правительственные займы могут быть следующих видов: процентные (доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала), дисконтные (доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику); выигрышные (доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрышей); индексационные (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).
  6. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, выделяют обязательства (займы) с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
  7. По признаку держателей ценных бумаг различают займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.
  8. По субъектам эмитентам займы классифицируются, например, на займы, выпускаемые правительством и местными органами управления.
  9. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *