ПИН-код

ПИН-код — (PIN — personal identification number) – персональный идентификационный номер, являющийся секретным кодом карты. Его длина варьирует от 4 до 12 цифр, на практике чаще всего встречается из 4. ПИН-код может состоять также из букв.

Такой код присваивается карте с целью идентификации личности ее держателя при проведении финансовых операций. Это электронный аналог подписи держателя и служит подтверждением того, что операция выполняется именно ее держателем.

Персонификация карты — операция, во время которой информация о карте соответствует параметрам, которые находятся в базе данных эмитента о клиенте или доверенном лице клиента.

Персонификация платежных карт проводится эмитентами, а служебных карт — эмитентами, эквайрами и процессинговыми центрами. Персонификация мобильных платежных инструментов — операция, во время которой информация о мобильном платежном инструменте соответствует базе данных эмитента о клиенте или доверенном лице клиента. Персонификация мобильных платежных инструментов осуществляется эмитентами.

Персонифицированная платежная карта — платежная карта, которая содержит данные в электронной форме и по необходимости дополнительные реквизиты в графическом виде (фамилия и имя, фотографию, нанесенные на карту), которые позволяют с использованием электронных средств или визуально идентифицировать ее держателя.

Персонифицированный мобильный платежный инструмент — инструмент, который содержит данные в электронной форме и по необходимости дополнительные реквизиты в графическом виде, позволяющие визуально с использованием электронных средств идентифицировать ее держателя.

При использовании традиционной технологии, основанной на картах с магнитной полосой, в центре авторизации банка-эмитента хранится шифрованное представление ПИН (в открытом виде ПИН не хранится нигде). С этим представлением сравнивается тот код, который получается в результате шифрования ПИН, введенного в банкомат или POS-терминал во время выполнения операции. Смарт-карты хранят ПИН в памяти микропроцессора (как правило, также в шифрованном виде) и проверяют введенный закрытый код самостоятельно.

Клиент получает ПИН-код в специальном запечатанном конверте (ПИН-конверт) одновременно с изготовленной банковской картой. ПИН-код может быть прочитан только после вскрытия ПИН-конверта (в результате обеспечивается секретность ПИН даже по отношению к персоналу, участвующему в процессе персонализации карты). Код должен знать только держатель карты. Его необходимо хранить в тайне и ни в коем случае не разглашать третьим лицам, в том числе родным и знакомым.

В интересах безопасности своих средств не следует вводить ПИН-код в присутствии посторонних и хранить записанный код рядом с картой. Надо помнить, что для расчетов в Интернете ПИН-код не требуется и любое предложение ввести его – действие мошенников (см. Рекомендации по безопасному использованию банковских платежных карточек).

Утраченный код восстановить невозможно, ведь он известен только держателю карты. В такой ситуации банк перевыпускает карту с новым ПИН-кодом, при этом ее номер может быть сохранен.

В случае если код трудно запоминается или у держателя карты есть основания полагать, что он стал известен посторонним лицам, можно его сменить. На сегодняшний день в банкоматах многих банков есть функция смены ПИН-кода. За эту операцию может взиматься комиссия.

У держателя карты, как правило, есть три попытки правильного ввода кода. Их количество устанавливает банк. При этом неважно, введены ли неправильные ПИН-коды в один день или в разные. Все попытки ввода кода суммируются. Когда их количество превышает максимально допустимый предел, карта автоматически блокируется.

Ряд банков дают своим клиентам возможность обнулять количество неверно введенных ПИН-кодов. Если держатель карты понимает, что следующий его ввод приведет к блокировке карты, он может позвонить в службу поддержки банка и сбросить количество неверно введенных ПИН-кодов.

В случае блокировки по причине неверно набранного ПИН-кода некоторые банкоматы могут изъять карту (зависит от настроек конкретного банка). Если такое произошло, необходимо обратиться в кредитную организацию, которой принадлежит банкомат, и написать заявление на ее возврат. Далее надо прийти в свой банк и подать заявление на разблокировку карты. В пределах недели карточку возвратят клиенту.

Если банкомат вернул карту клиенту, то для ее разблокировки нужно позвонить в банк и назвать пароль-идентификатор или же ответить на секретный вопрос, а также продиктовать свой номер карты. Пароль-идентификатор и ответ на секретный вопрос держатель карты сам определяет и указывает при ее оформлении. Это важная информация на случай утери и блокировки карты, ее необходимо помнить. Также банк может уточнить и другие сведения у клиента: паспортные данные, прописка и т.д. Если человек не помнит свой пароль, ему необходимо обратиться в банк и написать заявление на разблокировку. Некоторые банки в любом случае требуют обязательного присутствия клиента в своем офисе и заявление на разблокировку карты.

Есть кредитные организации, которые в такой ситуации устанавливают автоматическую разблокировку через определенный интервал времени.

Блокировка карты банками может осуществляться по-разному. Например, одни банки производят полную блокировку карты, а другие — только возможность совершения операций с использованием ПИН-кода.

За разблокировку карты по причине неверно набранного кода банками плата не взимается.