Лимит ответственности по каждому судну — ограничение имущественной ответственности судовладельца исходя из норм национального морского права, а также международных обычаев мореплавания.
Национальные системы ограничения ответственности можно свести к трем основным группам:
- английская система ограничения ответственности, при которой ответственность судовладельца ограничивается суммой, равной произведению определенного количества денежных единиц на тоннаж судна;
- романская система ограничения ответственности, при которой собственник судна хотя и отвечает за любое принадлежащее ему имущество, но может ограничить свою ответственность, отказавшись от судна и фрахта в пользу кредиторов;
- германская система ограничения ответственности, при которой ответственность судовладельца ограничивается судном и фрахтом, причем объектом взыскания служит судно и фрахт.
В 1927 и 1957 гг. в Брюсселе были приняты две международные Конвенции по ограничению ответственности собственников морских судов.
В 1976 г. в Лондоне была принята новая Конвенция об ограничении ответственности по морским претензиям. В ней были определены лица, имеющие право на ограничение ответственности, перечислены претензии, по которым может быть ограничена ответственность, установлены новые, более высокие лимиты ответственности, регламентирован порядок образования и распределения ограничительного фонда.