Финансовая система развитых стран

Финансовая система развитых стран (financial system of developed countries) — система, охватывающая государственный бюджет; муниципальные финансы (в федеративных государствах, например, США, ФРГ — и финансы членов федерации); внебюджетные специальные фонды; финансы государственных предприятий, корпораций; финансы частных национальных и транснациональных корпораций.

Ведущим звеном государственной финансовой системы развитых стран является государственный бюджет — основной финансовый план государства, имеющий силу закона. По материальному содержанию — это централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономическому содержанию — главное орудие перераспределения национального дохода. В этой части финансовая система развитых стран перераспределяется до 40 % резко возрастающего национального дохода страны. Налоги составляют от 70 до 90 % и более общей суммы доходов государственного бюджета. За государственным бюджетом в странах с развитой экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавочную стоимость (в тех странах, где он применяется), таможенные пошлины. Из государственного бюджета производится и большая часть расходов: на военные (оборонные) цели, регулирование экономики, социальные расходы, содержание государственного аппарата управления, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы развитых стран, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным корпорациям. Государственные бюджеты ведущих западных стран в период после 2-й мировой войны и до 90-х гг. характеризовались крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами. Особенно значительный бюджетный дефицит имели США.

Второе звено финансовой системы развитых стран — региональные и муниципальные финансы — включает муниципальные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципальным образованиям, и автономные муниципальные фонды. Ведущее значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах муниципальные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах муниципальные бюджеты не входят в региональные бюджеты членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде, кантонов — в Швейцарии, земель — в ФРГ и т.д.), а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. За муниципальными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В муниципальных бюджетах по сравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Муниципальные бюджеты на финансирование своих дефицитов получают средства из государственного бюджета путем дотаций, субвенций, кредитов. Используются также надбавки к государственным налогам. В федеративных государствах доходы бюджетов членов федерации формируются по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на косвенные налогах (в основном на налоге с продаж); в Германии бюджеты земель — на поступлениях в определенном проценте от налога на прибыль корпораций и подоходного налога с населения, которые делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

Третье звено финансовой системы развитых стран включает внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. США — единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.